Скорблю у Вечного Огня,
Склоняясь ниц, кладу поклоны:
Вот здесь лежит моя родня,
А дома – пачки похоронных.
И нет фамилиям числа.
И лишь венки у изголовья.
Я помню: здесь война была…
И память нитью из суровья
Ведет меня к передовой
Здесь бой неравный шел когда-то…
Анатолий Бережков
Когда киришане рассказывают о своем городе, всегда вспоминают его судьбу во время Великой Отечественной войны. Никто не остается равнодушным к трагедии, разыгравшейся на небольшом клочке земли, к тому, что на месте благополучного и перспективного поселка осталась к концу оккупации и боев только выжженная земля, нашпигованная железом и политая кровью наших дедов и прадедов…
Кириши в первые годы войны стали одной из горячих точек Волховского фронта. Фашисты уготовили этой земле судьбу плацдарма, который должен был, по замыслу врага, сыграть ключевую роль в покорении Ленинграда. Два долгих года они удерживали этот неприступный участок: железнодорожную станцию Кириши, поселок Кириши, деревню Кириши, поселок Добровольный и деревни Плавницы и Новинка. Плацдарм занимал территорию свыше четырех километров по фронту и два километра в глубину. Кириши находились на весьма важном для наших войск направлении. Отсюда шли кратчайшие железнодорожные пути на восток (Рыбинск – Ярославль), на северо-восток (Тихвин – Вологда), на север (Волхов – Свирь), на запад (Ленинград), на юг (Чудово – Новгород).
Немецкое командование считало Киришский плацдарм трамплином, с которого надеялось нанести очередной удар по Тихвину, соединиться с финской армией и, таким образом, создать второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Кроме того, находясь на фланге Чудово-Любанской группировки немцев, плацдарм являлся своего рода щитом, прикрывающим эту группировку немцев от удара советских войск с северо-востока.
Врагу удалось создать на плацдарме неприступную оборону. Было установлено проволочное заграждение в три линии шириной до 5 метров. На всех подходах к позициям были размещены противопехотные и противотанковые мины, воздвигнуты деревоземляные валы вдоль реки Волхов. За линией проволочных и минных заграждений шли траншеи с блиндажами и дзотами, в каждом из которых было установлено до четырех пулеметов.
На территории химзавода расположился немецкий командный пункт. Артиллерийско-минометные позиции враг организовал между деревнями Новинка и Плавницы, а также у станции Кириши и на железнодорожной насыпи.
В течение двух лет на крошечной, по сути, территории проходили непрерывные кровопролитные с обеих сторон тяжелейшие бои. Немцы прозвали этот участок земли «вторым Верденом».
Весной 1942 года по указанию советского командования фронтом началась подготовка к масштабной наступательной операции по ликвидации плацдарма противника на восточном берегу реки Волхов в районе Киришей.
Началась, пожалуй, самая длительная и кровопролитная борьба за Кириши – весна – осень 1942 года.
Полем испытаний гитлеровцы окрестили Киришский плацдарм. И не случайно. Несмотря на неприступные сооружения, смерть подстерегала врагов здесь на каждом шагу, днем и ночью, среди болот и за спасительным, как им казалось, накатом блиндажей. Ожесточенные бои за Кириши, которые вели наши части, сковали действия врага. Ни одно немецкое соединение ни на шаг не продвинулось в сторону Ленинграда. Подвергаясь постоянным атакам наших дивизий, немцы мечтали только об одном – выжить в кровавой киришской мясорубке.
В конце 1942 – начале 1943 года была проведена уникальная и сложнейшая войсковая операция, получившая название «Киришский подкоп». В ноябре саперный батальон 44-й стрелковой дивизии приступил к сооружению подземно-минной галереи. Было решено по дорвать мощный опорный пункт немцев в Киришах на возвышенности, которая на военных картах значилась как «роща Высокая».
Пришел на помощь древний способ покорения крепостей, известный еще со времен Средневековья, – подземный взрыв. Развернулись сложные работы, которыми руководил дивизионный инженер майор В.С.Сорокин, будущий главный инженер строительства Ленин градского метрополитена.
Наступила зима, уже выпал снег. В зоне наибольшего сближения с рощей «Высокой» в ночное время соорудили глубокий блиндаж, связанный ходом сообщения с первой траншеей, от него и началось круглосуточное рытье галереи, сечение которой было невелико – 1,5 х 1,2 метра. Работу минеры вели при помощи лопаты, топора, лома и кирки. Грунт выносили в мешках и рассыпали в ближайших воронках, маскируя снегом. После проходки 180-метровой галереи на конце ее устроили взрывную камеру, куда уложили более 30 тонн взрывчатки. Это была опасная работа, любая неосторожность могла иметь трагические последствия.
Операцию по подрыву рощи «Высокая» с двумя отвлекающими взрывами – на железной дороге и у д. Плавницы – назначили на утро 23 февраля 1943 года. В семь утра на Киришском плацдарме прогремел сокрушительной силы взрыв. Все ощутили сотрясение почвы, как при землетрясении. Громадный огненно-черный гриб встал над местом, где была роща «Высокая». Штурмовой батальон автоматчиков 44-й стрелковой дивизии броском занял рубеж и укрепился на новой позиции. Переправа противника через Волхов, которая до этого не просматривалась, теперь была как на ладони. Немцы пред приняли атаки, но безуспешно. Позже саперы обмерили воронку – она оказалась диаметром около 80 м и 20 м глубиной. Сейчас рядом с местом взрыва находится памятный знак «Саперам Ленинградского и Волховского фронтов».
Это всего лишь один из тысяч примеров личного мужества. Проявлений настоящего героизма и самопожертвования в ходе боев за Кириши было немало.
На ходе дальнейшей борьбы за Кириши сказался успех наших войск в районе Приладожья. После прорыва блокады Ленинграда, в январе 1943 года, этот плацдарм утратил для врага значение. Надежда на приход благоприятных условий для соединения с финнами исчезла, а вражеские дивизии, удерживающие плацдарм, оказались под угрозой окружения. В ночь с 3 на 4 октября 1943 года враг окончательно был изгнан из Киришей.
Печальное зрелище предстало перед взорами освободителей: поселок Кириши и ближайшие населенные пункты были полностью стерты с лица земли. 28 деревень так и не возродились после войны. По ним звонит колокол памятника «Погибшим деревням».
Длительные бои на киришском плацдарме противника были частью сражений на всем Волховском фронте, и это были бои на дальних подступах к Ленинграду, здесь тоже решалась судьба города, который считался душой нашей страны.
Командующий Волховским фронтом маршал К.А.Мерецков в книге «На службе народу» писал о Киришах: «Этот крохотный кусочек территории обороняли три вражеские дивизии, построившие там прочные оборонительные сооружения. Плацдарм служил фашистам как бы символом того, что в дальнейшем они ещё раз попытаются соединиться с финнами восточнее Ленинграда».
Благодаря подвигу воинов, сражавшихся на киришской земле, планам немецко-фашистского командования не суждено было сбыться. Тем событиям, героям Великой Отечественной войны посвящены памятники, главный из которых – мемориал «Памяти павших», открытый в 1970 году. Уже более полувека в память о победителях горит Вечный огонь, зажженный от Вечного огня Пискаревского мемориала. Не стоит удивляться, что для любого киришанина именно эта страничка истории родного края самая важная. До сих пор поисковые отряды находят останки красноармейцев, защищавших киришскую землю. До сих пор, как злобное эхо войны, опасные находки при строительстве объектов в городе – взрывоопасные предметы. Но самое главное, когда участники тех событий приезжали в Кириши, на места своей боевой славы, они удивлялись и радовались, какой красавец город вырос на берегу Волхова. Кириши тоже стали символом Победы, строительство города проходило под важным посылом: дань памяти нашим героям…
Проходят годы. Но подвиг мужественных предков никогда не будет забыт. В 2020 году городу Кириши присвоено почетное звание Ленинградской области «Город воинской доблести». Это событие киришане восприняли как знаковую, историческую веху, как отклик современников на вклад защитников земли в великое дело борьбы с нацизмом.
Материал создан в сотрудничестве с Киришским историко-краеведческим музеем
Фото Информцентра "Кириши" и из архивов Киришского музея





































