Несколько лет назад киришанка Татьяна Сергеевна Егорова и Валентина Александровна Иванова поделились с сотрудниками музея воспоминаниями о своих родных.
Кажется, ее семья испытала на себе все возможные перипетии судьбы, впрочем, как и многие другие семьи, жившие в нашей стране в ХХ веке. История семьи Татьяны Сергеевны тесно связана с Киришами. Вот почему в честь юбилея любимого города мы решили рассказать именно ее.
Ермошины.
Сергей Ефимович Ермошин
Прадед Татьяны Сергеевны Тимофей и прабабушка Анастасия имели большую, дружную, работящую семью. Пятеро детей, четыре брата и сестра, помогали им заниматься нелегким крестьянским трудом. Ермошины выращивали, молотили, отбеливали и ткали лен, держали скот, были прихожанами храма в деревне Черницы. По воспоминаниям родственников, дед Татьяны Сергеевны Ефим (1898 г.р.) был веселым парнем, хорошо играл на гармошке. Тогда еще никто не знал, что ему, уроженцу деревни Вельи Чудовского района Новгородской области, будущему главе крепкого крестьянского хозяйства, отцу троих сыновей и трёх дочерей были уготованы долгие годы заключения в Соловецком лагере особого назначения.
Жена Ефима Тимофеевича Ольга Сергеевна, в девичестве Шеина, родилась в Чудовском районе Новгородской области, в деревне Пролёт, 20 июля 1900 г. в семье крестьян Сергея и Анны Барашковых. В 20е годы Ефим и Ольга сыграли свадьбу. Но счастье их длилось недолго. Ефим Тимофеевич был арестован 6 мая 1937 г. одновременно с братом Федором, который вскоре был расстрелян в Левашове. Ефиму Тимофеевичу повезло больше (если так можно сказать о судьбе человека, перенесшего столь суровые испытания судьбы) – 13 августа 1937 года он был репрессирован особой тройкой Управления НКВД Ленобласти по политическим мотивам (по воспоминаниям родных, «за связь с попом» из д.Черницы). Через 6 лет, в 1943 году, его освободили, и он покинул суровый северный край и был отправлен в Воронежскую область. Здесь Ефим Тимофеевич возил молоко на повозке, в которую были запряжены быки, и поправлял здоровье. Из Садовского района Воронежской области 20 мая 1944 года его призвали в армию.
Во время службы, по воспоминаниям родных, он сопровождал грузы в Финляндию. 2-й Лунинецкий полк дивизии морской пехоты (единственной подобной дивизии в Вооруженных Силах СССР в период Великой Отечественной войны), в котором служил Ефим Тимофеевич, действительно осенью 1944 года был переброшен на финских торговых судах на военноморскую базу Порккала-Удд. Она находилась на территории Финляндии и до конца войны не участвовала в боевых действиях. Здесь был создан укрепрайон, который фактически выполнял задачу обороны Ленинграда на дальних подступах.
Поселок Кириши. Ефим Тимофеевич у своего дома (сидит справа)
В родную Велью Ефим Ермошин вернулся лишь в 1946 году. Татьяна Сергеевна рассказала сотрудникам музея о том, что бабушка Ольга Сергеевна все это время не получала от мужа никаких вестей. Еще в начале Великой Отечественной войны она вместе с детьми добралась по лесу до Будогощи, а оттуда в вагоне для перевозки скота была эвакуирована в Кировскую область. Отсюда, из деревни Ведоничи Верховинского района Кировской области, ушел на фронт ее старший сын Василий (1925 г.р.). Стрелок 2й гвардейской воздушно-десантной дивизии погиб 11 сентября 1943 г. Был захоронен на Украине, в Шосткинском районе Сумской области, в деревне Ворошилово.
18 октября 1944 г. Ольга Ермошина вместе с пятью детьми возвратилась из эвакуации. Дом в Велье был сожжен. Первое время пришлось жить у родственников. После возвращения из армии в 1946 году глава семьи построил
новый дом в деревне Велье. Спустя пять лет он разобрал его, побоявшись оговора некоторых недоброжелательных односельчан и повторного заключения в лагерь, и по реке спустил брёвна до поселка Кириши. Здесь, на берегу широкого Волхова, недалеко от места, где сейчас находится памятник «Эхо войны», Ефим Тимофеевич собрал его заново.
Так семья Ермошиных поселилась в Киришах. В деревянном доме на берегу реки по адресу улица Советская, дом №29 Ермошины жили до 1974 г., а затем переехали в городскую квартиру. Дом находился рядом со строящимся автодорожным мостом.
Самый близкий к мосту дом убрали, а дом Ермошиных остался. Когда забивали сваи, стоявшая на столе посуда падала на пол. Вокруг дома был огород. Несмотря на то, что земля была глинистой, урожаи картофеля были хорошими.
Первые прогулки по автомобильному мосту. Слева у моста Ермошиных
Ефим Тимофеевич умер 14 декабря 1971 года, на 73м году жизни от рака желудка. Дали о себе знать тяжелые жизненные испытания. Ольга Сергеевна на семь лет пережила мужа. Сын Ефима Тимофеевича, Сергей Ермошин (1934 г.р.) работал электросварщиком на строительстве автодорожного моста, монтажником-высотником на Киришской ГРЭС, а потом на асфальтобетонном заводе на станции Ирса. В 1958 г. в больнице поселка Будогощь родилась его дочь Татьяна (в Киришах тогда не было больницы). Оттуда ее привезли в дом на берегу Волхова. В 1967 году родился ее брат Игорь. Татьяна и Игорь продолжали жить в Киришах, а деревянный дом после начала масштабного строительства в 1974 году был снова разобран, продан и перевезен на тракторе в одну из деревень Киришского района. Судьба других детей Ефима Тимофеевича сложилась по-разному. Дочь Люба (1926 г.р.), которая в 40х гг. гнала коров из Германии до деревни Коломовки (современное Зуево), жила и работала в Ленинграде. Дочь Лида (1929 г.р.) и сын Женя (1931 г.р.) жили в Киришах. Дочь Галина (1936 г.р.) жила в д. Велье Чудовского района, на родине отца.
Справка о реабилитации отца была выдана Сергею Ефимовичу Ермошину 21 июля 1994 г. о том, что Ефим Тимофеевич был реабилитирован Новгородским областным судом 6 апреля 1963 года.
Вальские
Мария Петровна Вальская и Александр Михайлович Вальский
Судьба бабушки и дедушки Татьяны Сергеевны Егоровой по линии матери Александра Михайловича и Марии
Петровны Вальских также тесно связана с Киришами. Информацию о семье Вальских работники музея получили благодаря Татьяне Сергеевне Ермошиной и ее тете Валентине Александровне Ивановой (Вальской).
А.М. Вальский 1936 г.
Александр Михайлович (14.10.1911 г.) получил образование в Вальской начальной школе. Здесь он отучился три года, так как вслед за братом Алексеем из первого перешел сразу в третий класс. По семейной легенде, когда Александр Михайлович, который носил фамилию Кузьмов, пошел в армию, в полку оказалось еще несколько солдат с такой фамилией. Командир поинтересовался, откуда родом Александр, и тот ответил: «С железнодорожной станции Валя». «Вот и будешь Вальским», – сказал он. Так в армию ушел Александр Кузьмов, а вернулся Александр Вальский.
Некоторое время Александр проработал на строительстве Волховской ГЭС – возил землю на тачке, а затем поступил в железнодорожную дортехшколу.
Поселок Кириши.1963 год. У развалин завода стандартного домостроения, будущего памятника «Эхо войны»
После ее окончания первого июня 1932 года он стал стрелочником на станции Валя Кировской железной дороги. С сентября 1933 г. по январь 1936 г. проходил службу в рядах Красной армии в Забайкалье, на границе с Монголией. После окончания службы, в январе 1937 года, работал дежурным по станции. Восьмого февраля 1938 года он женился на Марии Петровне Григорьевой (02.04.1917 г.). В ноябре у молодоженов родилась дочь Нина. Забегая вперед, скажем, что вместе Александр Михайлович и Мария Петровна проживут пятьдесят лет три месяца и десять дней.
Во время войны Александр Михайлович Вальский служил в 133м отдельном дорожно-строительном батальоне.
Батальон укладывал гать в болоте от 83 километра в сторону занятых немцами Киришей. Был призван в апреле 1942го и демобилизован в мае того же года, когда вышел приказ откомандировать железнодорожников обратно. Александр Вальский снова вернулся на станцию Валя.Во время войны, особенно когда шли военные эшелоны, станцию бомбили. Вальским с дочерью часто приходилось искать укрытие, чтобы остаться в живых. Во время войны Александр Михайлович работал также на станциях Приворот и аксимово. Был награжден медалью за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. 24 мая 1946 года Александр Михайлович был переведен на должность начальника станции Кириши, и Вальские приехали в Кириши. Вскоре, уже здесь, у них родилась дочь Валентина. Дочь Александра Михайловича, мать Татьяны Сергеевны, Нина Александровна работала почтальоном с 14 лет. Потом – телеграфистом. После открытия фабрики «Ладога» устроилась на работу туда.
Воспоминания из детства Валентины
Из беседы с Валентиной Александровной Вальской мы узнали интересную информацию о том, какой была жизнь в послевоенных Киришах, в годы, когда город строился. На правом берегу Волхова были клуб и библиотека. Библиотекарем была Галина Семеновна Бурдо (Стуколкина). Ученики старших классов ездили учиться в Будогощь, а позднее в Пчевжу. Директором в то время был учитель истории Василий Сергеевич Ильичев. В школе работала Клавдия
Федоровна Порохова.
Электричества в домах тогда еще не было. Делать уроки приходилось при свете керосиновой лампы. Свет дали, когда началась стройка, – поставили специальный вагон, который вырабатывал электричество. На станции и в поселке колодцев не было. Ходил маленький двухостный вагон с питьевой водой, так называемая «водянка». Иногда пили кипяченую воду из воронок. Летом мылись в воде в воронках от снарядов с глинистым дном, а в холодное время года – в банях (воду тоже набирали из воронок). Голову мыли хозяйственным мылом, от чего волосы были пушистыми и густыми. Вода в воронках была прозрачная. Зимой, чтобы набрать воды, приходилось рубить лёд. Огороды поливали водой из воронок, которую носили на коромысле. Были воронки, где детям купаться запрещалось. В них полоскали белье. Нередко давало о себе знать суровое эхо войны – обнаруживались снаряды, которые приходилось обезвреживать.
Трава на глинистой почве росла хорошо. Чтобы сохранить сено, две длинные жерди подсовывали под копны и переносили их в стога, которые очень плотно утрамбовывали. Совхоз «Киришский» заготавливал сено в кипах, которые потом возили на лошадях до железной дороги и отправляли на юг. Держали коров и овец, которых пасли вместе. Пастухам по очереди собирали с собой еду на день. Стадо встречали дети, с хлебом, большую часть которого они сами и съедали. Поросят разводили редко. Для жителей привозили соленую треску, огромную – до 1,5 метра. А, может быть, она была такой лишь в ярких детских воспоминаниях. Рыбачили – ловили угрей, а на озере – огромных щук. Переплывали широкий Волхов. Иногда детей страховала лодка – «устал, залезай!». По Волхову ходил паром (сваи за железнодорожным мостом
сохранились до сих пор). Между двумя мостами был песчаный пляж. И, конечно, дети и взрослые с удовольствием купались.
Местная ребятня собирала мышиный горох с крупными стручками, цветущий розовым и белым цветом. На прогулки не забывали захватить с собой кусок хлеба и лук. А еще в детских воспоминаниях нашей собеседницы осталась дубовая роща, в которой ребята собирали желуди, а потом ели их. От Волховского отделения железной дороги на Новый год дети получали подарки, в которых непременно были мандарины и шоколад. Разве чтото могло быть вкуснее?
Ольга ЕРШОВА,
заведующий Киришским историко- краеведческим музеем
Фото из архива
Киришского историко-краеведческого музея
Источники: база данных «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Новгородской области; база данных «Память народа», воспоминания и семейный архив Татьяны Сергеевны Егоровой, воспоминания и семейный архив Валентины Александровны Ивановой (Вальской).




































