А вы знали, что 29 августа можно по праву считать днем рождения первого мотоцикла? В 1885 году немецкий инженер Готтлиб Даймлер получил патент на изобретение, представлявшее собой велосипед с моторчиком. Чтобы узнать больше о современном мире мотоциклов, мы взяли интервью у одного из киришских байкеров. Олег Марков рассказал о своем пути: от первых шагов до уверенной езды.
– Расскажите о том, как Вы впервые сели на мотоцикл. Что привлекло в этом виде транспорта?
– Мне было 14 лет. Это был мопед нашего друга, который периодически брал его у своего дедушки. Мы с ребятами со всего двора обожали кататься на нем. Для нас это было совершенно новым опытом! Катались мы, конечно, не очень умело, падали, но ощущения были непередаваемыми! Именно с этого и началась моя любовь к мотоциклам. Меня привлекла скорость и ощущение, что стираются границы расстояний. К примеру, поездка из Киришей в Петербург на машине может занять целый день: дорога туда и обратно, пробки… На мотоцикле же можно оказаться в этом городе буквально за полтора часа. Это и есть свобода – ощущение мощности под собой, возможность быть всегда первым, не стоять в пробках, пробираться между машинами. Безусловно, не всегда это получается, но все же…
– Каким был Ваш первый мотоцикл? Как долго он прослужил?
– 2013 год. Это был макси-скутер, как его все называют, хотя он подходит под категорию А. Объем 650 кубов. Достаточно большой, хороший, красивый «диванчик». Очень удобный. Прослужил он мне три месяца. Уже в июне 2014 года у меня появился нынешний мотоцикл «Yamaha». Он совсем другой. Можно сказать, более серьезный и мощный.
– Как Вы считаете, что изменилось в мотоциклетной культуре нашего города за последние годы? Как она развивалась?
– В Киришах и районе мотоциклов стало гораздо больше. Раньше, в начале 2000-х годов, их было 20-40. Сейчас же, если посчитать всех, кто ездит на мотоциклах, думаю, больше сотни точно наберется. Такая популярность связана с несколькими факторами: свобода, которую дарит транспорт, кажущаяся экономичность (хотя обслуживание стоит дорого), потребность людей в развлечениях, байкерская романтика, скорость.
Считаю, что раньше культура вождения в городе была лучше. ГАИ собирала всех байкеров, знакомилась с нами, просила не хулиганить. Мы свое слово сдерживаем. Также был мотобат (ДПС на мотоциклах), который нас знал. Мы ведем себя культурно, стараясь не нарушать правила дорожного движения. Вскоре появились скутеры, питбайки, на них зачастую катаются подростки, которые, к сожалению, частенько не стремятся соблюдать ПДД. За последние годы в районе произошло достаточно печальных ситуаций, которые дают повод задуматься о культуре вождения и воспитании подростков. Сейчас же мы стараемся принимать участие в жизни города, в мероприятиях, посвященных различным датам. Мы всегда открыты для диалога и общения.
– Какие у вас любимые места для поездок на мотоцикле?
– У меня нет конкретных любимых мест. Езжу везде, открываю для себя новые места. Мотоцикл скрадывает расстояние, поэтому вечером, после работы, можно легко прокатиться, например, километров за 200 куда-нибудь. Такая вечерняя прогулка для моей категории мотоциклов – не проблема.
– Самая дальняя поездка на мотоцикле?
– Из последних – Крым. Дорога заняла около полутора суток. Ехал, останавливаясь на заправках и в интересных местах. Сон занял примерно 2-3 часа.
– Какая самая интересная или запоминающаяся история произошла, связанная с мотоциклом?
– Каждая поездка на мотоцикле – это приключение, полное неожиданностей. Историй, которые случаются в пути, невероятное множество. Практически каждый раз происходит что-то интересное, будь то положительное или отрицательное. Невозможно просто сесть на мотоцикл, проехать и забыть о поездке. К сожалению, поведение некоторых людей на дорогах оставляет желать лучшего. Многие не привыкли к мотоциклам и не ожидают их появления в зеркале заднего вида. Некоторые не могут правильно оценить расстояние до мотоцикла, особенно при маневрах. Все это приводит к постоянным неожиданным ситуациям, которые могут быть не только забавными, но и опасными.
– Были случаи, когда рисковали на мотоцикле?
– Рисковать приходится каждую поездку. Начнем с того, что мотоцикл - это более опасное транспортное средство, чем автомобиль. Он является более маневренным, мощным, менее заметным на дорогах. Необходимо следить за всем, что происходит вокруг. Мотоциклист обязан думать наперед. Необходимо заранее предусмотреть все ситуации, которые могут произойти с ним и с пассажиром на пути.
Советы начинающим мотоциклистам и тем, кто задумывается о покупке такого транспорта от байкера со стажем:
1. Посмотрите ролики с авариями: понимание рисков – ключ к безопасности.
2. Проверьте готовность: мотоцикл – серьезная техника, не игрушка.
3. Обучение: важно обязательно обучиться в автошколе и получить права, чтобы спокойно управлять данным транспортом, тщательно изучите возможности управления мотоциклом, предварительно попрактикуйтесь на велосипеде.
4. Экипировка: мотоботы, штаны, куртка, мотоперчатки, шлем – обязательны.
5. Оттачивайте навыки: тренируйтесь на площадке без движения.
6. Езда на дороге: используйте поворотники и стоп-сигналы и не пытайтесь лихо маневрировать, пока не научитесь хорошо ездить.
7. В городе будьте осторожны, может выскочить ребенок или животное.
8. Падают все, важно быть готовым.
9. Помните, что первый мотоцикл не должен быть слишком большим и мощным. Ошибок будет много, поэтому риски надо свести к минимуму.
10. Выезжайте на дорогу всегда, как в первый раз!
– Топ-3 качества, которыми, по-вашему, обладает настоящий мотоциклист?
Во-первых, ответственность за себя и за своего пассажира. Во-вторых, умение адекватно оценивать ситуацию. В-третьих, не надо думать, что можно победить мотоцикл. Как только ты подумаешь, что одержал над ним победу, он тебя убьет.
– Выскажете свое мнение насчет стереотипов о байкерах?
– Это обычные люди. У многих семьи, дети маленькие. Байкер – простой человек, только он передвигается и на машине, и на мотоцикле, или только на мотоцикле.
Беседовала Карина ЩЕПИНА
Фото из личного архива Олега Маркова