Ленинградский тенор взял Гран-при XV Международного конкурса Елены Образцовой
Победа Ильи Легатова взволновала, пожалуй, всю Ленинградскую область: парень из небольшого поселка Советский под Выборгом стал триумфатором одного из самых престижных международных оперных конкурсов. Эта награда особенно ценна, ведь в последний раз Гран-при на конкурсе Елены Образцовой присуждали в 2007 году. В течение 17 лет ни один музыкант не был удостоен высшей награды со стороны требовательного жюри.
Всего на участие в Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой было подано более 400 заявок. К очному туру допустили лишь 90 человек – и лучшим среди них оказался наш земляк Илья Легатов. Музыкант признаётся, что эта победа для него – большая ответственность. Ведь соответствовать Гран-при конкурса Елены Образцовой ему придётся на протяжении всей карьеры. Подробнее об отношении к славе, а также своём творческом пути и малой родине Илья рассказал в интервью «Ленинградской панораме».
Почувствовал себя итальянцем
– Илья, расскажите о своём пути к победе на столь крупном оперном конкурсе.
– Победа точно не была лёгкой. Ей предшествовала серьёзная подготовка с педагогами, усердная работа над произведениями: на конкурс необходимо было представить 7 арий из достаточно разноплановых опер. Труднее всего мне далась ария из оперы Моцарта «Идоменей», которую я исполнял в первом туре. Это сложное, развёрнутое произведение. Вы знаете, у меня вообще-то не очень «моцартовский» голос – в плане эмоций и интерпретации мне всегда было проще работать с произведениями русских классиков. Отметил бы ещё работу над арией «Плач Федерико» из оперы Франческо Чилеа «Арлезианка» для последнего тура. Её мы с педагогами изучили настолько досконально, что во время исполнения я ощущал себя настоящим итальянцем!
– Помогало ли вам то, что конкурс проходил в Санкт-Петербурге?
– Да, ведь у меня была возможность жить в Советском и ездить на конкурс из дома. Поддержка родных давала мне силы. К тому же во время выступлений всех участников царила абсолютно здоровая конкуренция, очень дружелюбная атмосфера. Все друг другу помогали, поддерживали, хвалили, поздравляли после каждого тура, желали удачи. С эмоциональной точки зрения было легко и комфортно. И в то же время сложно, потому что все конкурсанты – уже состоявшиеся мастера, профессионалы. Большинство старше и опытнее меня, я был одним из самых молодых участников.
– Какие чувства испытали в момент, когда объявляли результаты? Прозвучали имена обладателей третьего, второго и первого места – и вас среди них не было… Верилось ли в свою победу?
– Я думал, что вообще никакого места не занял и что Гран-при, как и в предыдущие годы, никому не присудят. Был шок, какое-то опустошение и наполнение одновременно, такой эмоциональный всплеск, что даже ноги подкашивались. Неожиданно очень! Обдумать и взвесить случившееся смог уже после церемонии награждения, когда проводил «разбор полётов» с педагогами. Это важный момент: даже в случае победы нужно понять – что ты мог сделать лучше…
Своим успехом обязан семье
– Конечно, хотелось бы спросить о вашем пути в оперу. Я знаю, что вас в музыкальную школу в возрасте 7 лет привела мама…
– Я всем обязан моей маме, а также бабушке и дяде – людям, которые поставили меня на эту дорожку и в прямом смысле слова вели по ней за руку. Изначально меня хотели взять на балалайку, но мама сказала: «Я не хочу балалаечника в семье! Хочу пианиста!». Потом уже Вера Владимировна Кобзарь – директор музыкальной школы – предложила пойти на вокальное направление. Окончательно я решил стать певцом лет в 15-16, когда у меня появился педагог Анатолий Вячеславович Дьячковский. Это наставник, друг, коллега и шеф, который подготовил меня к поступлению в консерваторию. Благодаря ему я понял, что опера – моё призвание.
– Существует стереотип о том, что талантливый ребёнок может добиться успеха, только обучаясь в большом городе. А в чём ваш секрет?
– Главный секрет – это люди. У нас в Советском прекрасная музыкальная школа, великолепные педагоги. От сольфеджио до начальных этапов голосоведения я обязан им. И родителям. Конечно, ещё у музыканта должно быть желание и правильно расставленные приоритеты.
Вспоминаю свой выпускной. После торжественной части в школе мы всем классом поехали отмечать. В это время мне звонят из училища Римского-Корсакова и говорят, что для поступления не хватает каких-то документов. И я через полчаса уже ехал с мамой в Питер. Был выбор – отмечать с одноклассниками выпускной или ехать в училище. Возможно, кто-то на моём месте и дал бы слабину… Но я сделал выбор, который определил дальнейшую судьбу.
Ценю разные жанры
– Сейчас вы – участник Молодежной оперной программы Большого театра. Как эта программа работает?
– Я участвовал в фестивале Юрия Башмета в Сочи. Помню, был заключительный концерт. Я пел последним испанскую сарсуэлу (испанский музыкально-драматический жанр, близкий к оперетте – прим. Ред.) «No puede ser». Как сейчас помню – не весь зал, но достаточно много людей аплодировали стоя. После этого Дмитрий Юрьевич Вдовин, который сейчас является моим шефом и наставником, порекомендовал подать заявку в Большой театр. Конкурс был также в три тура, его проходили около 600 человек, из которых приняли всего 12.
Эту возможность мне и дала Молодёжная программа. Когда в театр пришел Валерий Гергиев, он сказал: «Я хочу, чтобы сейчас начинали «звездить» молодые». И вот мы «звездим» – а на самом деле так нас готовят для сцены Большого театра. В Молодёжную программу входит изучение языков – французского, немецкого, итальянского, английского. Мы также работаем с величайшими мастерами, педагогами, музыкантами… Всё это люди гениальные, которым я, наверное, уже просто жизнью обязан. Карьерной уж точно. Это невероятный опыт.
– Не думали с таким опытом выступать за рубежом?
– Конечно, кто-то в итоге уезжает за границу, уходит в другие театры. Но я патриот. Для меня пример – это Дмитрий Хворостовский, Ильдар Абдразаков - настоящие Российские певцы. Наверное, это мечта и цель – зарекомендовать себя как русского тенора.
– А есть ли ещё какие-то направления вокальные, кроме оперы, в которых хотелось бы себя попробовать?
- Да! Это, безусловно, очень интересно! Возможно, что-то не совсем современное – скорее, наверное, советская эстрада, огромный пласт мощного искусства. Хотя в хорошем настроении, в кругу друзей у костра могу, например, петь песни Михаила Круга. В них есть сюжет, мелодика. Можно сказать, маленькая опера.
– А чем занимаете своё свободное время?
– Сейчас столько работы, что в свободное время хочется приехать туда, где вырос. Люблю очень простые вещи: рыбалку, сходить за грибами, поиграть с ребятами в баскетбол, посидеть вечером у костра с родными и друзьями… У нас такая «большая итальянская семья»: дом всегда полон гостей, всегда шумно, общение эмоционально, с рукоплесканиями. К сожалению, побывать дома удаётся нечасто.
Кстати, у нас много гастролей. И это тоже очень увлекательно. В путешествиях по России встречаешь невероятно интересные площадки, неожиданно прекрасные театры, потрясающую публику. Люди тянутся к искусству! И когда после концерта видишь глаза зрителей – шокированных, задумчивых, приятно удивлённых – то понимаешь, что ради этого стоит работать, творить и расти над собой.
Елизавета Журавлёва
Фото: архив Ильи Легатова