Темой мероприятия, модератором которого выступил руководитель рабочей группы ОПРФ Максим Григорьев, стала подготовка предстоящего общероссийского голосования по изменениям в Конституцию страны, в том числе информирование россиян об этих изменениях, а также формы и способы вовлечения институтов гражданского общества в процесс мониторинга за законностью подготовки и проведения голосования.
В своем выступлении перед участниками круглого стола Владимир Журавлев рассказал о состоявшемся накануне в режиме онлайн Форуме местных сообществ, отметив, что таким образом Общественная палата Ленобласти уже реализует одно из положений предстоящих изменений в Конституцию в части поддержки некоммерческих организаций. Он также заявил о целесообразности закрепить обязательность для общественных наблюдателей руководствоваться в своей работе «Стандартом наблюдения», разработанным Общественной палатой Российской Федерации.
«При информировании граждан о предстоящем голосовании, а также при работе с будущими наблюдателями мы разъясняем, что проведение этого голосования регулируется не законом о выборах, а статьей 2 закона о поправке в Конституцию, которая уже вступила в силу, и порядком организации голосования, утвержденным ЦИК России. В них нет положений об агитации, и это не случайно, а нормально и логично, потому что сущностное отличие предстоящего общероссийского голосования от избирательного процесса в том, что речь идет о разъяснении смысла предполагаемых изменений в Конституцию, а это невозможно без пояснения положительного характера этих изменений. Например, положение об общедоступности и качестве медицинской помощи. Это не соревнование на выборах между кандидатами за депутатский мандат. И Конституционный суд в своем заключении указывает, что такое регулирование порядка голосования по поправкам в Конституцию соответствует общепризнанным демократическим стандартам прямого волеизъявления. А потому разговоры о якобы допущенных нарушениях, связанных с агитацией, абсолютно безосновательны.
Статья 3 закона говорит о том, что он вступает в силу только в том случае, если за него проголосует большинство принявших участие в голосовании, а это и есть самый главный признак института референдума – обязательность исполнения решения, принятого в результате такого общероссийского волеизъявления. Поэтому я абсолютно убежден, что хотя де-юре это не референдум, потому что он проводится в случае изменения основ Конституции, но де-факто это тот же самый референдум, или как Президент говорит, плебисцит. Таким образом, вопрос о необходимости проведения именно референдума, надуман теми, кто либо не читает законы, либо умышленно их не замечает.
И последнее, в отношении пакетного голосования. Реализация социального блока изменений зависит от эффективности государственного управления, а это другой блок, вот их взаимосвязь. Дети – приоритет, институт брака, семейные ценности, молодежная политика, забота о человеке труда, о старшем поколении, об инвалидах – что из этого можно исключить? Наука, культура, экология, мировоззренческий блок - историческая правда, преемственность поколений, опять-таки, все это необходимо и важно. И спасибо разработчикам изменений в Конституцию за то, что она становится одухотворенной. Внутренняя и внешняя политика всегда взаимосвязаны, так же как взаимосвязаны правовой и территориальный суверенитет нашей страны. Таким образом, все это единый комплекс неразрывных составляющих единого документа - обновленной Конституции. На этом мы делаем акцент в своей разъяснительной работе с потенциальными участниками голосования, а также наблюдателями», - отметил В.Журавлев. Прозвучавший в выступлениях коллег из других регионов положительный опыт такой работы будет учтен в деятельности Общественной палаты Ленинградской области.