«Официальная история - одна из самых недостоверных и субъективных наук», - всё чаще приходится слышать на фоне новых сенсационных открытий и исследований одних и тех же событий, личностей, артефактов. В связи с этим уверенность человека в том, что он хорошо знает историю, чаще всего происходит от знания весьма поверхностного, почерпнутого из источника, весьма упрощённо преподносящего хронологию эпох. Чувствовать дыхание истории - тем более, дано не каждому. Как правило, только участник и свидетель конкретного исторического действа может чутко настроить своё восприятие на иные явления и каналы истории, которые связывают прошлое с настоящим и будущим.
Научный сотрудник Киришского историко-краеведческого музея Инна Юрьевна Ефимова, прежде чем посвятить себя музейном делу, прошла несколько жизненных этапов, связанных иной деятельностью, которые сформировали подход к истории как к особому направлению исследований, предполагающих погружение в суть явления. Об этом мы и беседуем в перерыве между мероприятиями в музее.
- Инна Юрьевна, что вывело Вас на «тропу» изучения истории?
- Возможно, впитанные детским восприятием ассоциации. Я родилась в Уссурийске, в семье офицера-артиллериста. Мы служили в приграничном с Китаем гарнизоне. Как раз в наступившем новом году после моего рождения «дозрел» и произошёл вооружённый пограничный конфликт между Советским Союзом с южным соседом. Моё раннее детство было буквально пропитано соответствующими впечатлениями. В памяти навсегда остались живые картины, звуки и даже запахи того пространства и времени. Уже в школе, изучая на уроках историю, этот своего рода камертон восприятия помогал не просто запоминать информации, а буквально ощущать живые образы. А поскольку история и география неразделимы как время и пространство, переезд с Дальнего Востока в Ленинградскую область добавил этой ассоциативности при изучении двух школьных предметов.
- Но между этими двумя отраслями знаний Вы всё-таки выбрали историю?
- Я бы не сказала, что свет сошёлся клином на одной только истории. Правильнее сказать, что однажды я сделала на неё главный упор. С детства меня окружали книга. Родители собрали большую библиотеку. Как и многие советские дети, помню, как читала книги ночью с фонариком под одеялом. И по-прежнему, всегда в моей душе звучит музыка, в Киришах я окончила Школу искусств по классу фортепиано. А в общеобразовательной школе мне, вообще-то, нравилась математика. Долгое время разрывалась в выборе между историей и математикой. Мой учитель по алгебре даже обиделась, что я выбрала историческую науку. При этом мои бывшие ученики в школе, наверное, помнят, насколько строго я требовала заполнения контурных карт по истории с соблюдением правил картографии - любовь к «точным» предметам делает строже и здесь. В области же истории в школе были педагоги, которые эффективно мотивировали меня к исследованиям. Надежда Васильевна, учитель истории, всегда была очень эмоциональна на уроках, подталкивала к размышлению о прошлом и настоящем, прежде всего, нашей страны. Она приветствовала дискуссии. Сейчас понимаю, как ей было сложно ответить на все мои «почему» и «зачем». Неспроста по окончании исторического факультета педагогического института я вернулась в родную седьмую школу нашего города, уже в роли учителя, и десяток лет, на одном дыхании, посвятила себя преподаванию любимого предмета. Сейчас моим первым ученикам уже «за сорок»…
- «Одно дыхание» длилось десять лет. Чем было наполнено второе?
- «Чаще меняй свой стиль», - говорили древние. Как бы человек ни был увлечён любимым делом, со временем, приходит ощущение, что задыхаешься, нужно что-то изменить, но для этого требуется какой-то дополнительный, внешний источник пополнения не просто знаний, но новых умений и навыков. Именно в этот момент мне предложили работу в администрации Киришского района в качестве специалиста пресс-службы. Совершенно новое, неизведанное. И это было уже интересно! Работа в администрации - в ней было нечто спортивное, требующее высокой концентрации и правильной быстрой реакции. Во многом закалила школа! Кто был в роли учителя, школьного педагога, прекрасно меня поймёт. Но содержание работы было совершенно иным, работать приходилось уже не с детьми, а с людьми взрослыми и с информацией совершенно иного рода. Впрочем, знание и понимание истории, географии и математический склад мышления пригодились как важные опорные точки деятельности. Так пролетели ещё десять лет, и вновь наступило настроение, подсказывавшее, что нужно в жизни что-то менять.
- Вновь неожиданная новая идея?
- Новая идея теперь не была столь уж неожиданной. Одним из главных направлений моей работы в администрации было освещение работы органов местного самоуправления в СМИ, организация пресс-туров, связи с общественностью. Но вы правы, хотела сосредоточиться именно на журналистике. В этот момент - судьба ведет меня - открылась вакансия журналиста в газете «Любимый город Кириши». Вдохновил пример мамы, которая, несмотря на базовую профессию, далёкую от работы в газете, прекрасно вошла в роль литературного сотрудника периодического издания. В дальнем военном гарнизоне для жены офицера любая вакансия - счастливая находка. Вне зависимости от специальности в дипломе! В дни летних школьных каникул мне и самой довелось подрабатывать оператором печатного набора рукописей журналистов - а проще говоря, машинисткой - в районной газете «Киришский факел». Мне повезло общаться в редакции с Людмилой Михайловной Леонтьевой, Александрой Павловной Петровой, Ларисой Ивановной Быстровой. Поэтому, в принципе, я уже знала, какой творческий продукт потребуется от моей деятельности качестве корреспондента. И вхождение в ещё одну профессию вполне состоялось. При этом хотелось вновь погрузиться, с головой, в историю и работать с детьми, но в новом ключе. От школьной работы уже отделяло более двенадцати лет. Ностальгия звала, но разум подсказывал - нельзя дважды войти в одну реку!
- Но река истории и педагогики широка, и Вы нашли альтернативный фарватер?
- Да, историка не может не интересовать музейное дело. И в школе, и в студенчестве, и в учительской работе, так или иначе, с ним приходилось соприкасаться. Стороннему наблюдателю может показаться, что в музее и делать-то особо ничего не надо - сиди себе и жди редкого посетителя, лишь изредка смахнув «пыль веков» с экспонатов экспозиции, мало меняющейся с течением десятилетий. Между тем современная музейная работа очень насыщена. Можно сказать, что я счастливый человек в профессии, в которой сплелись моя любовь и уважение к истории, к учительству, живому общению.
- С чего Вы начали новую деятельность?
- Восьмой год служу в музее. Сначала я как губка впитывала информацию, которой щедро делилась руководитель учреждения Мария Викторовна Двоеглазова. Для меня открывались новые страницы уже локальной, краеведческой, истории. Чем больше я углублялась, тем больше понимала, что еще достаточно «белых» пятен, которые необходимо изучать, открывать. Это и есть научная часть работы сотрудника музея - изучение архивов, фотографий, документов, сбор воспоминаний очевидцев и многое другое. Здесь мне помогает и опыт прежней работы.
- Любовь к профессии крепнет, когда видишь плоды своей деятельности. Во что воплотились Ваши труды?
- Создала музейное сообщество «ВКонтакте». Здесь краеведы делятся своей информацией. Организую пополнение фонда музея интересными экспонатами через соцсети - есть некоторый зримый результат. Продвижению музея «он лайн» помогает мой опыт работы в администрации и в газете. Результаты моих исследований использовала в выступлениях на конференциях, в газетных и журнальных публикациях, выставках.
- Музей - не потаенный архив, и наряду с научной деятельностью предполагает работу с посетителями. Но таковые не всегда самостоятельно проявляют инициативу…
- Да, это огромный пласт работы музейщика. И здесь главное - привлечь людей в музей, заинтересовать «живой» историей. Это не просто констатация фактов. Нужно вызвать у посетителей экспозиции сопереживание, добиться «погружения» в историю, прежде всего, в жизнь людей той или иной эпохи.
Когда история становиться частью твоей жизни. Это метод эмпатии*.
И начинать это лучше с самого юного возраста. Здесь пригодился мой предыдущий опыт работы в школе.
- Вы работаете в привязке к общеобразовательной программе?
- Разработаны четыре музейные программы, рассчитанные на учебный год. Все занятия интерактивные. Происходит поступательное погружение в историю края. Если сначала на музейные уроки приходили, разово, до десяти групп детских садов и школ в месяц, то теперь знакомятся с историей жизни предков и современников сорок групп на постоянной основе.
Разработаны игровые программы, но это не анимации, которые просто развлекают. Музейные игровые программы - исторические путешествия в прошлое с опорой на музейные предметы.
А еще акции - «Селфи в музее», «Ночь музеев», «Ночь искусств», «Форум малых музеев», а также мастер-классы, тематические мероприятия.
- Как такое обилие мероприятий вообще возможно на столь небольшом пространстве?
- Киришский историко-краеведческий музей вышел и за границы своего помещения. У нас давно в практике квесты по городу, участие в экологических «Чистых играх», автопробегах. Пять лет назад стартовал конкурс детских творческих работ «Страницы памяти семейной». Идея конкурса не нова, но мне хотелось, чтобы дети заинтересовались историей своей семьи, семейных реликвий и традиций. И не просто заинтересовались, но и вместе с родителями, бабушками и дедушками становились семейными исследователями, делали новые открытия.
- Как правило, воплощение чего-то нового связано с выходом из «зоны комфорта». При этом, порой, утрачивается «старое доброе». Такое новаторство себя оправдывает?
- Пять лет реализации новых инициатив - это небольшой срок. Но уже можно сказать с уверенностью, что это было правильное решение. Но нельзя забывать и об обзорной экскурсии по музею. Многие из детства помнят свой неудачный опыт первой встречи с музеем. Скучно, неинтересно, сухо… Этого не должно быть! Моя задача - вызвать эмоции. Если смешная история, она должна вызвать улыбку участников экскурсии, если трагичная - вполне допустимы слезы в глазах. А главное, на каждой встрече с гостями в музее я признаюсь в любви моему городу, который, конечно, уже давно стал для меня родным. И радостно общаться с разными поколениями аудитории, ведь теперь ко мне в музей, на занятия, приходят уже дети моих учеников.
Беседовал Вадим КУЧЕРЕНКО.
Фото из открытого источника «ВКонтакте».