Живые образы истории, запечатлённые на фотоснимках – зримые свидетельства о том, «как это было». Порою чёрно-белая фотография с застывшими прекрасными или трагическими мгновениями рассказывает о событиях не менее красноречиво, чем современное полноцветное воспроизведение зримой реальности. При всеобщей «цифровизации», когда едва ли не в каждый электронный гаджет встроена фотокамера, только ленивый – не фотограф. Когда же фотосъёмка велась аппаратами, не оснащёнными автоматикой, а получение запечатлённого изображения было связано с «магией» фотохимических процессов, это занятие было уделом не каждого. Герой сегодняшнего рассказа нашей постоянной рубрики Валерий Павлович Бабкин – в числе тех, кого по праву можно назвать «фотолетописцами» земли Киришской.
Он родился и первые 15 лет жизни провёл в посёлке Свирица соседнего Волховского района. Отец Валерия, Павел Николаевич, прошёл Великую Отечественную войну артиллеристом, командиром огневого расчёта 122-миллиметровой гаубицы. За подвиги на фронте старший сержант Бабкин был удостоен орденов Славы и Красной Звезды, медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги», уже в послевоенный период награждён и другими государственными наградами. Вслед за сыном в семье фронтовика родилась дочь. Когда дети уже подросли, на семейном совете было принято решение о переезде на новое место жительства.
– В год нашего прибытия Кириши обрели статус города, – рассказывает Валерий Павлович. – В девятый класс я пошёл в первую городскую школу. Моим классным руководителем была Лидия Феодосьевна Гонт, учитель истории, отличный педагог и творческий человек. Она и нас, своих учеников, вдохновила на творческий подход к жизни, к труду. В какой бы сфере ни пришлось работать нам, выпускникам школы, практически все мои одноклассники стали людьми увлечёнными и профессией, и какими-либо полезными занятиями на досуге…
Валерий Бабкин выбрал своей профессией энергетику, трудоустроившись на Киришскую ГРЭС.
– Тепловая составляющая производственного процесса стала моей специализацией, – продолжает рассказ обладатель всероссийского звания «Ветеран труда», ведомственных наград и титулов. – Убедившись, что «угадал» с выбором «хлеба насущного», я решил дополнить профессиональное образование на вечернем отделении филиала Ленинградского энергетического техникума. При основательной производственной практике учебная программа осваивалась прочно, с пониманием в применении теории…
Не только на известном предприятии энергетики Валерию Павловичу довелось «закреплять» теоретические профессиональные знания.
– В 1969 году меня призвали на срочную военную службу в Ракетные войска стратегического назначения, – повествует далее собеседник. – Служил в отдалённом гарнизоне, в городке ракетчиков, нёсших боевое дежурство на пультах. Разумеется, непосредственно к «ядерной кнопке» рядовой солдат-срочник отношения не имел. Моей повседневной боевой задачей на два года службы стала… кочегарка. Да, именно вопросами теплоснабжения всех объектов гарнизона, и военных, и гражданской инфраструктуры, занимался я и мои сослуживцы. Словом, даже при погонах я продолжал оставаться в профессии м тепловой составляющей энергетики...
По увольнении в запас рядовой Бабкин вернулся на родное предприятие, где продолжил профессиональный рост, таким образом за годы работы на Киришской ГРЭС, пройдя, поэтапно, путь от дежурного слесаря до инженера.
– Станция и энергетика стали для меня не просто местом постоянной работы, но и домом, семейной традицией. Моя супруга, Людмила Михайловна - тоже ветеран Киришской ГРЭС, трудилась до выхода на пенсию в транспортном цехе. Она, кстати, одноклассница моей сестры Надежды, учились вместе классом младше в нашей же школе. И оба наших сына также стали энергетиками, получили высшее образование и продолжили профессиональную деятельность в этой сфере...
Однажды в жизни Валерия Павловича Бабкина появилось творческое увлечение.
– Фотографировать я начал ещё в школе. Фотография, в частности, репортажная, увлекла меня настолько, что, по сути, стала второй профессией, м словно заглядывая внутрь самого себя, характеризует одну из составляющих своей деятельности сегодняшний пенсионер. – И на досуге, и по ходу производственного процесса, когда это не шло в ущерб исполнению должностных обязанностей и не нарушало незыблемых принципов безопасности, я не мог упустить случая, чтобы не запечатлеть то или иное событие или явление…
Судя по сюжету, запечатлённому на одном из репортажных фотоснимков авторства Валерия Бабкина, это 1967 год – начало его трудовой биографии на Киришской государственной районной электростанции №19. На фотографии – трудящиеся города Кириши отмечают полувековой юбилей Великого Октября. Собрание фотографий, собственноручно отснятых фотоаппаратом с собственным же проявлением фотоплёнки и печатью на фотобумаге, если всё созданное в данном жанре собрать воедино, составило огромный архив.
– Вся технология, так хорошо знакомая фотографам «плёночной» эпохи фотографии – великое таинство на грани волшебства, несмотря на общеизвестность алгоритма действий, – констатирует Валерий Павлович. Здесь, наряду с соблюдением прописных инструкций, от выбора и установки экспозиции до подборки материалов и работы с химреактивами, многое определяют чутьё и вкус, выработанные опытом фотографа с претензиями на звание исследователя и художника. Я не только сам выбирал себе события и объекты для фотосъёмки, но и выполнял просьбы родных и друзей, поручения по месту работы и задания районной газеты. И каждый раз старался превзойти сам себя в поисках лучшего решения задачи для достижения эффектного результата. И замечу, я такой в городе был не один, между нами было своего рода творческое соревнование, но не было нездоровой конкуренции, ведь главным призом был не скромный гонорар от редакции и даже не возможность представить на обозрение широкой аудитории своё творение, а шанс… получить новое поручение. Да, на подъёме творческого энтузиазма слова «по заданию редакции» для советского человека значили много, а статус фотокорреспондента газеты, пусть и внештатного её сотрудника, мы носили с гордостью. И чем сложнее было задание от газеты, объект и условия для фотографирования, тем больше в душе было этой гордости в случае успешного исполнения «заказа». И мы старались «не промахиваться»…
Знающий истинную цену результата творческого труда, нештатный фоторепортёр высоко ценит труд старых коллег и единомышленников – фотографирующих, пишущих, рисующих, творящих объёмные образы. Иных уже нет с нами в этом мире, но остались их труды - часто уже в единичных экземплярах. В числе таких раритетов – интересные газетные публикации и тоненькие брошюры, буклеты, книжечки «штучного» тиража.
Наш знаток и ценитель создает сборники в переплёте, по качеству исполнения не уступающие продукции издательств этой индустрии.
Да, книжный «самиздат» ручного, «домашнего», изготовления - ещё одно давнее увлечение киришского умельца Валерия Павловича Бабкина. Автор этой публикации был просто поражён, когда впервые, лет пятнадцать назад, взял в руки и осторожно перелистал книгу в твёрдом переплёте, где страницы и обложка собраны и скреплены по всем правилам настоящего, «фабрично-заводского», книжного издательства.
– Мне бы было просто больно, если бы все эти произведения ума и души человеческой истёрлись, разлетелись по ветру, сгорели или утонули, без следа канули в Лету, – делится мотивом своего весьма трудоёмкого занятия ветеран энергетики и фотожурналистики. – Ведь это же история нашего края не только в письменных источниках, но и в именах наших местных авторов. Это обязательно нужно сохранить! Я уже сбился со счёта, в каких количествах передал собранные и изготовленные мною книги и брошюры в наши библиотеки и историко-краеведческий музей. Хочется, чтобы все эти уникальные экземпляры были не просто сохранены, но чтобы нашлись неравнодушные, честные и ответственные люди, пожелавшие их переиздать достаточными тиражами, спасающими от «вымирания»…
К этому также заметим, сегодня научные сотрудники Киришского историко-краеведческого музея активно пользуются сборниками, составленными В.П.Бабкиным, для создания исторических монографий, тематических лекториев и планов экскурсий. Содержание этих сборников - богатый материал для исследований, создания новых письменных трудов современными профессиональными хранителями истории. Именно за этой кропотливой работой мы и застали персонал нашего музея, когда вместе с Валерием Павловичем посетили известное учреждение нашего города в доме 40 на проспекте Ленина. И при этом творец «самиздата» с воодушевлением отметил – практически все его сборники на тот момент были «в работе», о чём красноречиво свидетельствовало их присутствие – со множеством закладок между страниц - на рабочих столах персональных компьютеров музейных работников. Операционные блоки стационарных электронных гаджетов, посредством работы с клавиатурой и сканерами, жадно впитывали содержание этих раритетных книжек. «Оцифровка» бумажных носителей в местном музее, как оказалось, поставлена на поток.
При этом буквально в течение лишь одного академического часа в музее, на наших глазах, прошло несколько экскурсий с юными воспитанниками образовательных учреждений. Да, без компьютера музейному работнику давно уже не обойтись, но и «сидячей» работу хранителя истории сегодня не назовёшь – от гиподинамии за монитором спасает экскурсионная работа с многочисленными плановыми и внеплановыми посетителями.
Кстати сказать, мой собеседник-пенсионер в то моросящее утро вторника пришёл в музей не с пустыми руками. Войдя в помещение и свернув зонт, из-под полы своей куртки Валерий Павлович достал, бережно сохраняемые от дождя, ещё два сборника - книги в толстом переплёте «фирменного» ручного изготовления.
– Вот, ещё парочка гостинцев от меня, идейно солидарного с музейным делом, – пояснил ветеран. – Здесь, в «доме истории», это не только сохранят, но и применят, приумножив, с пользой…
Наш нештатный хранитель истории, как и многие достойные старожилы города и района, по сути, сам живая история, способная о многом рассказать. Вот, с нескрываемой ностальгией, Валерий Павлович подходит к одному из фрагментов действующей экспозиции Киришского историко-краеведческого музея. Это панель старого пульта управления теплового энергоблока ГРЭС-19, давно снятая с эксплуатации и переданная, в качестве экспоната, в наш музей.
– Вот, только прикоснулся – и словно согрелся живительным теплом, подзарядился жизненной энергией, м улыбается старый энергетик. – Хорошо, что не всё выбросили, что-то зримое и осязаемое сохранили для истории. Я ведь, кстати, тоже принял участие в формировании этого музейного экспоната. Приятно быть консультантом в деле, которому посвящена вся трудовая биография. Ну, что ж, жизнь продолжается, и в новый день будем «плясать от печки» новых надежд, идей и планов.
А еще Валерий Павлович также оказал значимое содействие в сборе информации в ходе подготовки к изданию сборника, посвящённого 70-летию освобождения Киришей от немецко-фашистских захватчиков.
Вадим КУЧЕРЕНКО.
Фото автора и из личных собраний Валерия БАБКИНА.