Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже признала болезнью интернет-зависимость. Беспорядочное блуждание по сайтам, непрерывное виртуальное общение, онлайн-игры - всё это указывает на развивающуюся нездоровую привычку.
О проблеме интернет-зависимости школьников мы поговорили с психологом-консультантом Марией Евдокимычевой.
ПОДМЕНА ЖИЗНИ
- К каким последствиям в будущем может привести зависимость от интернета?
- Любая зависимость является существенным ограничением для полноценной жизни. Алкогольная, наркотическая, игровая и интернет-зависимости имеют общие черты и механизмы развития. Интернет-зависимость влияет на адаптивность к
реальной жизни, формирует социопатическую личность, не умеющую общаться
с живыми людьми.
В своем крайнем проявлении интернет-зависимость может привести к полной самоизоляции человека от общества. Он закрывается дома и взаимодействует с миром только через интернет. Сейчас так можно решать любые вопросы и удовлетворять любые потребности, но это не реальная жизнь. Она проходит стороной.
- Как понять, что ребёнок стал зависим от интернета?
- Ребёнок больше не интересуется ничем, кроме компьютера и гаджетов, проводит с ними всё время. Забывает обо всём,
что не связано с этим. Самообслуживание,обязанности, учеба, кружки, живое общение практически игнорируются. Напоминание родителей о том, что надо сделать,
вызывает досаду, агрессию. Также приступы ярости вызывает запрет на использование гаджета.
Фактически у ребёнка реальная жизнь подменяется тем, что он находит в интернете, в том числе, виртуальным общением.
Оно привлекательно тем, что можно создать вымышленный образ и наделить его любыми желаемыми чертами, как бы стать идеальным человеком. Поэтому отсутствие реального круга общения у ребёнка или резкое его сужение - это тоже признак зависимости от интернета.
ЛИМИТ НА ГАДЖЕТЫ
- Как вы сказали, зависимый от интернета ребёнок остро реагирует, когда родители пытаются вмешиваться в его новое увлечение. Что тогда делать родителям, чтобы помочь ребёнку победить зависимость?
- Профилактика всегда лучше, чем лечение. Хорошо бы родителям изначально больше уделять внимания своим детям, вникать в их интересы, волнующие их проблемы, устанавливать доверительные отношения. И своим примером учить детей жить реальной, а не виртуальной жизнью. Общение, увлечения, досуг, быт - во всё это стоит активно вовлекать детей. И обязательно устанавливать лимиты на использование гаджетов. Например, час в день, после того как сделаны все уроки и выполнены обязанности по
дому. Сюда же добавим посещение кружков. Всё это важнее гаджетов. Вообще говоря, правила в семье устанавливают взрослые. Но это не значит,
что с детьми не нужно разговаривать, обсуждать, договариваться. Договор работает тогда, когда его подписали две стороны.
Кстати, составить такой домашний договор о правах и обязанностях со школьником бывает очень полезно.
Подробнее в №33 "Киришского факела" от 13 августа.