Hotel reservations - booked.net
+16
°
C
+23°
+13°
Кириши
Вторник, 20
Прогноз на неделю


Киришский район богат людьми творческими. Многие из них участвуют в выставках. Зрители имеют возможность знакомства с их работами, но далеко не всегда встречаются с самим художником. Этим материалом мы открываем серию публикаций о тех, кто связал свою жизнь с искусством. Сегодня наш собеседник – киришский художник Тамара Ивановна Гриценко.

Тамара Гриценко родилась в городе Абакан Красноярского края. В 1976 году окончила Новоалтайское художественное училище, а в 1983 году - факультет живописи Ордена Трудового Красного знамени Института живописи, культуры и архитектуры им.И.Е.Репина.  Проживает в г. Кириши.

- Тамара Ивановна, что Вы любили рисовать в детстве?

- Я с интересом и удовольствием читала книги, но прекрасные иллюстрации в них не совпадали с моим представлением о внешности героев. Поэтому рисовала картинки к ним сама. Была покорена романтическими, хорошо прорисованными пейзажами, иллюстрирующими романы Жюля Верна. Тогда не посмела воспроизвести подобное, о чем жалею. Копирование обеспечивает ранний набор нужных навыков.

- Какие темы сейчас Вами любимы?

- Про жизнь. На выставках ищу  картины тех  художников, которые  честно рассказывают про жизнь современников высоким художественным языком. Мне самой такие картины не удаются.

 Вы любите путешествовать, в своих поездках какой интересный материал для творчества находите?

- Из редких и недолгих поездок в зарубежные страны привозила дневники-альбомчики, акварельные или пастельные наброски и этюды. В картины они не превратились. Мало материала, составить полное представление о стране за пару дней невозможно. Но краткие свои зарисовки ценю.

- Помните первую выставку?

- В выставках и конкурсах участвовала со школы, как и все ученики, а потом студенты, получающие художественное образование. Участие в выставке - это естественное желание человека высказать своё отношение к миру, но без слов. Первая персональная выставка в Киришах, где было представлено свыше сотни работ, провалилась с треском - зрители сочли мои работы слишком темными. Но критика меня не обескуражила, а дала шанс увидеть свои работы глазами внимательного зрителя.  Через месяц та же выставка была показана в Ленинграде, в Областном выставочном зале на Литейном. Неоценимую помощь  мне оказала  директор Киришского краеведческого Музея Мария Викторовна Двоеглазова. Организация, доставка работ, их развеска и обратный процесс мне одной были бы не под силу. До сих пор храню ту афишу и вспоминаю интервью на ленинградском радио. Удивилась, когда меня туда пригласили. На столь важное событие приехала в Ленинград с моими детьми. Тридцать три года прошло, но до сих пор они помнят Дом Радио на Малой Садовой.

- Что Вам, как художнику, дает участие в выставках?

- После каждой выставки с надеждой жду критики, серьёзного анализа. Счастье – услышать полезное критическое замечание от настоящего художника. Чтобы расти профессионально, надо общаться с себе подобными. Последние 11 лет участвую в проектах и выставках Галереи «ИФА» в Санкт-Петербурге. Часто после летних пленэров мои этюды и рисунки в составе работ участников Отчётной выставки экспонируются в Санкт Петербурге в выставочном зале Музейного агентства на улице Смольного, 3. Участие в выставках даёт возможность смотреть на себя со стороны.

- Как рождаются идеи для работ?

- Их подсказывает жизнь.

- По каким критериям Вы оцениваете работу художника?

 - Хороша ли картина? Она хороша, если дошла до сердца и мастерски исполнена.

- Есть ли у Вас любимый мастер своего дела?

– Да. Мой отец, «мастер-золотые руки», он ко всему подходил творчески. Был солдатом, старшиной во время войны, в мирное время: столяром, водителем грузовика, автомехаником, сантехником и электриком. Играл на гармони, балалайке и гитаре. Пел всегда: дома, в дороге, на семейных праздниках для родни, во дворе для соседей. Пел до конца своей жизни.

А если Вы о художниках спрашиваете, то это все мои Учителя. Каждый из них достоин называться Мастером, будь то преподаватель художественной школы или училища, или профессор Академии художеств. В сентябре ушёл из жизни мой Учитель, известный живописец Ильбек Сунагатович Хайруллинов. Он научил меня верить в себя.

- С каким цветом у Вас ассоциируется Ваша творческая жизнь?

- С цветом дорожной пыли. Она присутствует во всех моих этюдах и картинах. - Чей портрет Вы хотели бы написать и почему?

-   Портрет серьёзного и терпеливого человека. «Быстрых» этюдов у меня достаточно. Нужен не один сеанс: исследовать душу через внимательное изображение внешности не удаётся за час или два. Портрет пишется долго. Это сотворчество художника и модели. Когда мне говорят: «У меня нет времени», я воспринимаю это как неуважение и недоверие к моему творчеству. Да, изображение может не понравиться модели или зрителям, от ошибок и неудач никто не застрахован. Вот такое трудное дело - написание портретов.

- Какую цель, как художник, Вы преследуете?

- Где-то услышала, что взгляды человека меняется каждые семь лет. Представляете себе, сколько раз должна была измениться цель моего творчества? Активность в старости снижена, совмещение творчества и работы становится физически тяжелее, продуктивность падает.   Моя цель: не терять последнюю возможность изображать этот свет во всём его многообразии.

- Что доносите до зрителя своими работами?

- Об этом судить трудно. Послание от человека к человеку через демонстрацию картин не предполагает словесного сопровождения. Неподготовленный к художественному восприятию человек отринет этот способ общения. Поражают дети. Они ищут гармонию во всём, и потому чётко определяют своё отношение к работе художника. У взрослых зрителей не раз сталкивалась с неожиданным толкованием сюжета моих картин. Оно не совпадало с моими задумками. Полагаю, мне надо работать над ясностью и доходчивостью выражения идей, заложенных в картинах. А то, что каждый зритель увидит своё, не сомневаюсь.

- Какой художественный музей в Петербурге Вы советуете посетить и почему?

- Прежде всего - Русский музей. Он будет интересен всем посетителям. Музей Академии художеств полезен для профессионалов. Посещать Эрмитаж (чтобы не устать) стоит по темам. Например, таким: «Античность», «Малые голландцы», «Рембрандт», «Французские импрессионисты». «Военная галерея 1812 года».

- Компьютерные технологии не мешают развитию творческих способностей у детей?

- Развитие искусства и интернета идёт параллельно, почти не пересекаясь. Пользоваться виртуальной информацией при сборе тематического материала удобно, а вот играть в компьютерные игры во время написания натюрморта не стоит.

- Какой главной ошибки Вы бы посоветовали не делать начинающему художнику?

- Никогда не бросайте полюбившееся вам занятие рисованием. В жизни пригодится. Даже неудачи полезны художникам больше, чем признание окружающих.

Материал подготовила Жанна Иванова. Фото автора.

НАЗАД