Продолжаем цикл публикаций о жизни районов Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны на основе материалов Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге. Сегодня наш рассказ о Сосновоборском городском округе.
Рабочий поселок с названием Сосновый Бор появился на карте Ленинградской области в 1958 году, а городом он стал и того позднее, в 1973 году. В Великую Отечественную войну на этой территории находилось несколько деревень и поселков Калищенского сельсовета Ораниенбаумского района: Устье, Ручьи, Липово, Старое Калище. Жители их занимались преимущественно рыболовецким промыслом и сельским хозяйством.
Первые дни войны
Течение мирной жизни края было прервано в одночасье 22 июня 1941-го, когда рано утром немецкие самолеты попытались заминировать фарватер Финского залива. В Ораниенбаумском районе было объявлено угрожаемое положение: следовало выключить наружное освещение, затемнить все жилые дома, предприятия и учреждения, привести в порядок укрытия и убежища, убрать с чердачных помещений горючие вещества, создать группы местной противовоздушной обороны и пройти обязательное обучение.
Предпринимателей Ленинградской области бесплатно учат внедрять в бизнес-процессы цифровые технологии.
200 человек уже окончили курсы по цифровизации бизнеса, организованные Фондом поддержки предпринимательства Ленинградской области при поддержке комитета по цифровому развитию.
Студентам на выбор предложено семь направлений: цифровой маркетинг и медиа, цифровой дизайн, программирование и создание IT-продуктов, разработка мобильных приложений, большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей. Объем каждой программы — 16 часов. Обучение комплексное: видеоуроки, практические домашние задания, общение со спикерами в формате вебинаров, поддержка тьюторов.
«Главная задача проекта — дать предпринимателям базовые компетенции в сфере цифровизации бизнеса. Далеко не все используют возможности «цифры» для развития своего дела. Многие не подозревают, как с помощью современных технологий поднять продажи, снизить издержки, перевести сотрудников на дистанционную работу, — объясняет руководитель проекта Владислав Страбыкин. — Например, в рамках самого популярного курса цифрового маркетинга слушатели создают стратегию продвижения своего бизнеса в интернете, учатся работать с аудиторией».
Качеству образования в Ленинградской области было посвящено последнее в этом году заседание пресс-клуба.
В петербургском пресс-центре ТАСС председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов и журналисты региона в режиме видеоконференции выясняли, какие коррективы пандемия заставила внести в учебный процесс и как спокойствие и выдержка помогают справиться с новыми вызовами.
«Не надо паниковать. Да, пандемия — это испытание. Кто-то воспринимает ее как кризис, катастрофу. А можно рассматривать как толчок для развития», — акцентировал Сергей Тарасов, излагая правила для родителей, которые помогут детям адаптироваться к дистанционному обучению.
Первым пунктом в этой памятке идет ровный эмоциональный фон в семье. Далее — организация рабочего места школьника, четкий распорядок дня, знакомство с образовательной платформой, моральная поддержка ученика и обратная связь со школой.
Если следовать этим нехитрым рекомендациям, то никакой локдаун не помешает ребенку получить знания. Ведь факт — нынешние результаты ЕГЭ порадовали и педагогов, и выпускников. Они выше прошлогодних и средних по стране.
Молодым учителям и управленцам сферы образования Ленинградской области выпала исключительная возможность «прокачать» профессиональные навыки в образовательном центре «Сириус» в Сочи.
Выездной проект в Сочи носил название «Школа будущего — школа развития способностей». В состав ленинградской команды вошли педагоги из 18 районов региона. Десять дней они учились организовывать проектную деятельность учащихся, участвовали в мастер-классах, обменивались опытом. По отзывам участников, это было абсолютное погружение в педагогическое творчество.
Юлия Вехвиляйнен работает в лицее № 8 Соснового Бора.
«Я преподаю математику, и это большая ответственность, ведь математика — наука основополагающая. Без математических знаний невозможно изучение других дисциплин естественно-научного цикла, — говорит Юлия Алексеевна. — Я точно знаю, что школа, во-первых, не должна быть для ребенка стрессом, когда он пытается соответствовать требованиям академической успеваемости. Во-вторых, учеба должна увлекать, быть творческим, креативным процессом. Мне очень близко высказывание Льва Николаевича Толстого: «Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать и копировать». Ребята ждут приключений, они готовы преодолевать препятствия и идти за своим наставником, если впереди ждут новые знания, похвала, слава. На деле ожидания часто не соответствуют действительности. «Сириус» утвердил меня в правильности позиции».
Людмила Степанова, заведующая сектором Ленинградской областной детской библиотеки, заслуженный работник культуры Российской Федерации — о том, как быть родителям, переживающим, что подростки забросили книжки.
Когда я слышу восклицания: «Дети перестали читать!», мне хочется пригласить таких взрослых поразмышлять — с чего они взяли, что дети не читают? Мой опыт, а проблемами детского и подросткового чтения я занимаюсь с 1977 года, показывает — читающих ребят не стало меньше, они, как и прежде, с удовольствием погружаются в книгу. За тревожащими высказываниями, по-моему, в первую очередь прячется непонимание взрослыми людьми реальности, в которой существуют дети. А еще безудержное желание подчинить себе время и территорию детей, управлять ими.
Путь ребенка к книге стал иным. Сегодняшние дети раньше видят историю (годовалые младенцы уже рассматривают картинки в смартфоне), чем познают ее в графических символах. Это незнакомо людям, чьи привычки к чтению возникли много лет назад. Изменился формат чтения, и я имею в виду не только электронную книгу.
Между тем сейчас для детского чтения самое благоприятное время. Мир вокруг стремительно меняется. Нашим детям приходится решать неведомые нам, взрослым, задачи. Зачастую им не у кого спросить совета. В литературе дети находят ответ. Сама природа чтения дает ребенку возможность познать себя, остаться наедине с собой. Эта приватность крайне важна сегодня. Книга помогает подросткам выстроить диалог, которого им не хватает в реале.
Проект «Лодейное Поле — родина Балтийского флота» получил поддержку в рамках стратегической сессии регионального этапа форума «Сильные идеи для нового времени». Его реализация даст возможность маленькому северному городку стать одним из важнейших туристических центров Ленинградской области.
Лодейное Поле на год старше Санкт-Петербурга. Его название происходит от слова «лодья» — так в старину называли речные суда. В 1702 году здесь, на берегу Свири, по решению Петра I была заложена Олонецкая судостроительная верфь. Уже через год со стапелей был спущен на воду первенец Балтийского флота — знаменитый фрегат «Штандарт». Верфь просуществовала более ста лет. Среди построенных в Лодейном Поле кораблей был и шлюп «Мирный», участвовавший в открытии Антарктиды.
Богатая история районного центра и его хорошая транспортная доступность (автомобильная дорога в Карелию, есть железнодорожный вокзал, причалы на реке Свирь, аэродромы для малой авиации) сами подсказали идею развития туристско-рекреационного кластера. Поэтому еще в 2018 году при местной администрации была создана рабочая группа, которая стала разрабатывать бренд «Лодейное Поле — родина Балтийского флота». Сегодня это уже неотъемлемая часть маршрутов «Серебряное ожерелье России», «Петровские города».
В шестом классе на уроках русского языка изучают неологизмы. Дочери на дом было задано записать в тетрадь пять свежих неологизмов. «Татьяна Вячеславовна сказала, что это трудно — не часто новые слова укрепляются в лексике. Сленг нельзя!» — вздохнул ребенок.
Могу поспорить, вы знаете, какой неологизм написало большинство. Дистант — это словечко с пандемией прочно вошло в нашу жизнь. Один мальчик предложил термин карантикулы, который снимает вопрос: дети ушли на карантин или это все-таки внеочередные каникулы?
«Чем ценным, помимо неологизмов, нас одарил коронавирус применительно к образовательным процессам?» — спрашивала я у ленинградских учителей и родителей.
Многие сразу выпаливали — видеоконференция! Всем пришлись по душе родительские собрания в таком формате. «Я спокойно и продуктивно пообщалась с мамами, которые крайне редко из-за сложного рабочего графика бывали в школе», «Предварительно записала на видео зачет, который сдавали мои семиклассники, конфиденциально скинула запись родителям. Потом с каждым предметно обсудила. Заметьте, я во время собрания была дома, и мои дети не жаловались, что мама опять на работе допоздна», — объясняли учителя. Родителям такие собрания удобнее с точки зрения планирования времени.
Многие ученики, весной освоившись на цифровых образовательных платформах, не уходят с них и сейчас — делают тесты, слушают лекции, смотрят презентации. Порой это становится заменой репетитору. Кто-то пристрастился к онлайн-мастер-классам. Между прочим, и к дополнительному образованию дистанционные технологии вполне применимы.
Инга Решетова
Продолжаем цикл публикаций о жизни районов Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны на основе материалов Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге. Наш очередной рассказ о Волосовском районе.
22 июня 1941 года страшная весть о начале Великой Отечественной войны потрясла жителей всей нашей большой страны, и Волосовский район не стал исключением. Началась всеобщая мобилизация. Фашисты стремительно продвигались к Ленинграду. 8 августа враг прорвал оборону в районе Большой Сабск — Ивановское и устремился на Веймарн, Молосковицы, Волосово.13 августа немцы захватили Молосковицы, перерезали железную дорогу Ленинград-Кингисепп. 16 августа было захвачено Волосово.
Оккупационный режим
Волосовский район находился в оккупации до конца января 1944 г. Главными органами управления в районе стали немецкие волостные управы во главе с волостными старшинами, назначенными из местного населения. На базе совхозов были организованы «земские дворы», для работы в которых мобилизовалось все население района, трудившееся по 14-16 часов в сутки.
Коронавирус продиктовал экстраординарные законы существования многим отраслям экономики. Рынок труда — не исключение. Меры, которые государство принимает, чтобы стабилизировать ситуацию, также беспрецедентные.
Новые вызовы рынка труда во время пандемии обсудили губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и председатель комитета по труду и занятости населения региона Алла Астратова в ходе общения с журналистами области в формате пресс-клуба.
«Ленинградская область отличалась низким уровнем безработицы. Мы считали безработицу отработанной темой и главную задачу видели в организации переобучения граждан, создании новых рабочих мест, прогнозировании напряженности на рынке труда. Но с апреля резко выросло число безработных. Было 3 тысячи человек, стало 32! — подчеркнул Александр Дрозденко. — Однако есть и позитивные изменения — уровень регистрируемой безработицы плавно снижался. К началу ноября он составлял 3,19 %, к утру нашей встречи (19 ноября. — Прим. ред.) — 3,03 %».
Как регион отреагировал на происходящее на рынке труда? Решения, под стать ситуации, были приняты беспрецедентные. Расскажем о них языком цифр.
Евгения Винник, руководитель ансамбля «Марья» Тихвинского районного дома культуры, недавно ставшая лауреатом первой степени и удостоенная специального приза жюри Х Всероссийского конкурса исполнителей народной песни имени Лидии Руслановой, — о том, что песня жить помогает:
— Сколько себя помню — пою. Девчонкой подпевала взрослым во время семейных праздников, в подростковом возрасте повернулась в сторону эстрадных композиций. Но в Вологодское музыкальное училище поступила все же на отделение народного хора. Ни разу о своем выборе не пожалела. Народная песня живет в моем сердце.
В ней все — доброта, любовь к близким и к родине, сострадание, вековой опыт многих поколений, печаль и радость. Она может объединить совсем разных людей. Наконец, народные мелодии невероятно красивы.
В Ленинградской области я живу недолго, всего пять лет. Познакомилась с руководителем Тихвинского дома культуры Дмитрием Николаевичем Бондаревым, узнала об ансамбле народной песни «Марья» и переехала с Вологодчины. Тихвин — родина Римского-Корсакова, и вполне понятно, что публика здесь искушенная, ценит классическую музыку. Поначалу мне казалось, что наследие великого композитора как бы отодвигает фольклор на второй план. Сейчас вижу — ошибалась!