Мы завершаем цикл публикаций о жизни районов Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны на основе материалов Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге. Сегодня наш рассказ о Приозерском районе.
Говоря об истории Приозерского района в годы Великой Отечественной войны, необходимо вспомнить, что эта земля, за которую когда-то Российское государство упорно боролось со шведами, была передана Финляндией Советскому Союзу в марте 1940 года, по итогам «зимней войны». Город Кякисалми (по-шведски − Кексгольм, а с 1948 года – Приозерск) стал районным центром Карело-Финской ССР.
Освоение новых земель
В состав СССР вошел довольно развитый регион, где было железнодорожное сообщение, развивалось земледелие и рыболовство, находилось несколько лесопильных заводов, а также крупный целлюлозный завод. Советское правительство было намерено максимально использовать экономический потенциал края: здесь в срочном порядке стали создавать колхозы, и началось заселение района выходцами из других регионов.
Подробнее: Приозерский район в годы Великой Отечественной войны
Конференция «Социальное предпринимательство: итоги 2020», организатором которой выступил Центр инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства Ленинградской области, состоялась 10 декабря. Для участия в мероприятии зарегистрировались более 300 представителей социального бизнеса, органов власти, общественных организаций и тех, кто планирует создание бизнес-проекта в социальной сфере на территории Ленинградской области.
В конференции приняли участие представители комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, комитета по социальной защите населения Ленинградской области, комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области, комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, а также Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» и Фонда поддержки социальных проектов.
Спикеры мероприятия ответили на главные вопросы участников: что делают органы государственной власти и инфраструктуры поддержки для популяризации социального бизнеса, как сейчас выстроена система поддержки социальных предпринимателей на региональном и федеральном уровнях и зачем малому и среднему бизнесу выбирать отрасли социальной сферы?
В ноябре Советом безопасности России был одобрен, а затем и подписан Президентом проект Стратегии государственной антинаркотической политики
Российской Федерации на период до 2030 года.
Это уже второй программный документ в данной сфере, который определяет основные болевые точки и направления борьбы с наркоситуацией в России. Первая Стратегия была принята ещё в июне 2010 года и определила системный подход к проблеме. Основными задачами, помимо прочих, тогда были создание государственной системы мониторинга наркоситуации и пресечение наркотрафика из-за рубежа. Благодаря реализации поставленных задач, стало возможным создание обновлённой Стратегии государственной антинаркотической политики на будущее десятилетие, которая была утверждена Президентом Российской Федерации (Указ №733 от 23.11.2020 г.).
Продолжаем цикл публикаций о жизни районов Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны на основе материалов Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге. Сегодня наш рассказ о Сосновоборском городском округе.
Рабочий поселок с названием Сосновый Бор появился на карте Ленинградской области в 1958 году, а городом он стал и того позднее, в 1973 году. В Великую Отечественную войну на этой территории находилось несколько деревень и поселков Калищенского сельсовета Ораниенбаумского района: Устье, Ручьи, Липово, Старое Калище. Жители их занимались преимущественно рыболовецким промыслом и сельским хозяйством.
Первые дни войны
Течение мирной жизни края было прервано в одночасье 22 июня 1941-го, когда рано утром немецкие самолеты попытались заминировать фарватер Финского залива. В Ораниенбаумском районе было объявлено угрожаемое положение: следовало выключить наружное освещение, затемнить все жилые дома, предприятия и учреждения, привести в порядок укрытия и убежища, убрать с чердачных помещений горючие вещества, создать группы местной противовоздушной обороны и пройти обязательное обучение.
Предпринимателей Ленинградской области бесплатно учат внедрять в бизнес-процессы цифровые технологии.
200 человек уже окончили курсы по цифровизации бизнеса, организованные Фондом поддержки предпринимательства Ленинградской области при поддержке комитета по цифровому развитию.
Студентам на выбор предложено семь направлений: цифровой маркетинг и медиа, цифровой дизайн, программирование и создание IT-продуктов, разработка мобильных приложений, большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей. Объем каждой программы — 16 часов. Обучение комплексное: видеоуроки, практические домашние задания, общение со спикерами в формате вебинаров, поддержка тьюторов.
«Главная задача проекта — дать предпринимателям базовые компетенции в сфере цифровизации бизнеса. Далеко не все используют возможности «цифры» для развития своего дела. Многие не подозревают, как с помощью современных технологий поднять продажи, снизить издержки, перевести сотрудников на дистанционную работу, — объясняет руководитель проекта Владислав Страбыкин. — Например, в рамках самого популярного курса цифрового маркетинга слушатели создают стратегию продвижения своего бизнеса в интернете, учатся работать с аудиторией».
Качеству образования в Ленинградской области было посвящено последнее в этом году заседание пресс-клуба.
В петербургском пресс-центре ТАСС председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов и журналисты региона в режиме видеоконференции выясняли, какие коррективы пандемия заставила внести в учебный процесс и как спокойствие и выдержка помогают справиться с новыми вызовами.
«Не надо паниковать. Да, пандемия — это испытание. Кто-то воспринимает ее как кризис, катастрофу. А можно рассматривать как толчок для развития», — акцентировал Сергей Тарасов, излагая правила для родителей, которые помогут детям адаптироваться к дистанционному обучению.
Первым пунктом в этой памятке идет ровный эмоциональный фон в семье. Далее — организация рабочего места школьника, четкий распорядок дня, знакомство с образовательной платформой, моральная поддержка ученика и обратная связь со школой.
Если следовать этим нехитрым рекомендациям, то никакой локдаун не помешает ребенку получить знания. Ведь факт — нынешние результаты ЕГЭ порадовали и педагогов, и выпускников. Они выше прошлогодних и средних по стране.
Молодым учителям и управленцам сферы образования Ленинградской области выпала исключительная возможность «прокачать» профессиональные навыки в образовательном центре «Сириус» в Сочи.
Выездной проект в Сочи носил название «Школа будущего — школа развития способностей». В состав ленинградской команды вошли педагоги из 18 районов региона. Десять дней они учились организовывать проектную деятельность учащихся, участвовали в мастер-классах, обменивались опытом. По отзывам участников, это было абсолютное погружение в педагогическое творчество.
Юлия Вехвиляйнен работает в лицее № 8 Соснового Бора.
«Я преподаю математику, и это большая ответственность, ведь математика — наука основополагающая. Без математических знаний невозможно изучение других дисциплин естественно-научного цикла, — говорит Юлия Алексеевна. — Я точно знаю, что школа, во-первых, не должна быть для ребенка стрессом, когда он пытается соответствовать требованиям академической успеваемости. Во-вторых, учеба должна увлекать, быть творческим, креативным процессом. Мне очень близко высказывание Льва Николаевича Толстого: «Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать и копировать». Ребята ждут приключений, они готовы преодолевать препятствия и идти за своим наставником, если впереди ждут новые знания, похвала, слава. На деле ожидания часто не соответствуют действительности. «Сириус» утвердил меня в правильности позиции».
Людмила Степанова, заведующая сектором Ленинградской областной детской библиотеки, заслуженный работник культуры Российской Федерации — о том, как быть родителям, переживающим, что подростки забросили книжки.
Когда я слышу восклицания: «Дети перестали читать!», мне хочется пригласить таких взрослых поразмышлять — с чего они взяли, что дети не читают? Мой опыт, а проблемами детского и подросткового чтения я занимаюсь с 1977 года, показывает — читающих ребят не стало меньше, они, как и прежде, с удовольствием погружаются в книгу. За тревожащими высказываниями, по-моему, в первую очередь прячется непонимание взрослыми людьми реальности, в которой существуют дети. А еще безудержное желание подчинить себе время и территорию детей, управлять ими.
Путь ребенка к книге стал иным. Сегодняшние дети раньше видят историю (годовалые младенцы уже рассматривают картинки в смартфоне), чем познают ее в графических символах. Это незнакомо людям, чьи привычки к чтению возникли много лет назад. Изменился формат чтения, и я имею в виду не только электронную книгу.
Между тем сейчас для детского чтения самое благоприятное время. Мир вокруг стремительно меняется. Нашим детям приходится решать неведомые нам, взрослым, задачи. Зачастую им не у кого спросить совета. В литературе дети находят ответ. Сама природа чтения дает ребенку возможность познать себя, остаться наедине с собой. Эта приватность крайне важна сегодня. Книга помогает подросткам выстроить диалог, которого им не хватает в реале.
Проект «Лодейное Поле — родина Балтийского флота» получил поддержку в рамках стратегической сессии регионального этапа форума «Сильные идеи для нового времени». Его реализация даст возможность маленькому северному городку стать одним из важнейших туристических центров Ленинградской области.
Лодейное Поле на год старше Санкт-Петербурга. Его название происходит от слова «лодья» — так в старину называли речные суда. В 1702 году здесь, на берегу Свири, по решению Петра I была заложена Олонецкая судостроительная верфь. Уже через год со стапелей был спущен на воду первенец Балтийского флота — знаменитый фрегат «Штандарт». Верфь просуществовала более ста лет. Среди построенных в Лодейном Поле кораблей был и шлюп «Мирный», участвовавший в открытии Антарктиды.
Богатая история районного центра и его хорошая транспортная доступность (автомобильная дорога в Карелию, есть железнодорожный вокзал, причалы на реке Свирь, аэродромы для малой авиации) сами подсказали идею развития туристско-рекреационного кластера. Поэтому еще в 2018 году при местной администрации была создана рабочая группа, которая стала разрабатывать бренд «Лодейное Поле — родина Балтийского флота». Сегодня это уже неотъемлемая часть маршрутов «Серебряное ожерелье России», «Петровские города».
В шестом классе на уроках русского языка изучают неологизмы. Дочери на дом было задано записать в тетрадь пять свежих неологизмов. «Татьяна Вячеславовна сказала, что это трудно — не часто новые слова укрепляются в лексике. Сленг нельзя!» — вздохнул ребенок.
Могу поспорить, вы знаете, какой неологизм написало большинство. Дистант — это словечко с пандемией прочно вошло в нашу жизнь. Один мальчик предложил термин карантикулы, который снимает вопрос: дети ушли на карантин или это все-таки внеочередные каникулы?
«Чем ценным, помимо неологизмов, нас одарил коронавирус применительно к образовательным процессам?» — спрашивала я у ленинградских учителей и родителей.
Многие сразу выпаливали — видеоконференция! Всем пришлись по душе родительские собрания в таком формате. «Я спокойно и продуктивно пообщалась с мамами, которые крайне редко из-за сложного рабочего графика бывали в школе», «Предварительно записала на видео зачет, который сдавали мои семиклассники, конфиденциально скинула запись родителям. Потом с каждым предметно обсудила. Заметьте, я во время собрания была дома, и мои дети не жаловались, что мама опять на работе допоздна», — объясняли учителя. Родителям такие собрания удобнее с точки зрения планирования времени.
Многие ученики, весной освоившись на цифровых образовательных платформах, не уходят с них и сейчас — делают тесты, слушают лекции, смотрят презентации. Порой это становится заменой репетитору. Кто-то пристрастился к онлайн-мастер-классам. Между прочим, и к дополнительному образованию дистанционные технологии вполне применимы.
Инга Решетова