Среди помещиков Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии XIX века есть имя владельца деревни Панихино Городищенской волости Ивана Петровича Пустошкина-Борецкого. Интересен нам этот человек тем, что на его личности замыкается сразу несколько актуальных краеведческих тем, которые стали яркими страницами в истории нашего района.
И.П.Пустошкин-Борецкий был актёром Императорского Александринского театра, родственником и близким другом семьи Бестужевых. А также с большой долей вероятности можно предположить, что именно в усадьбе Ивана Петровича зародился наш старинный промысел - Захожское кружево.
Родился Иван Пустошкин в д.Панихино 5 февраля 1795 года. Из старинного дворянского рода Пустошкиных мы можем назвать адмирала Павла Пустошкина - однокашника и сподвижника адмирала Фёдора Ушакова, строившего русский флот в Крыму и громившего турецкий флот на Чёрном море.
Воспитывался молодой дворянин Иван Пустошкин в Горном кадетском корпусе. По воспоминаниям Михаила Бестужева, отец декабристов Александр Федосеевич Бестужев определил Ивана в Горный корпус на несколько лет раньше своего сына Александра. В годы войны с Наполеоном молодой кадет, не окончив полного курса, пользуясь «послаблением правительства», вступает в ряды Литовского полка в чине прапорщика, а после кампании по собственному желанию увольняется «к статским делам». И посвящает свою жизнь театральной сцене. Михаил Бестужев, который с детства приятельствовал с Иваном Пустошкиным, так писал об этом в одном своём письме: «Борецкий - актёр по страсти. Настоящая его фамилия Пустошкин. Он новгородский дворянин и наш дальний родственник; человек простой, но безупречно честный. Любит он наше семейство более нежели театр, для которого он променял будущность военного на славу: со временем сделаться Яковлевым - его идолом». (Алексей Яковлев - ведущий актёр Императорской драматической труппы начала XIX века).
В своих мемуарах, написанных им в ссылке, М.Бестужев оставил нам ещё более подробные воспоминания о своём друге: «Прекраснейший человек был этот Борецкий. В прозаической оболочке вмещавший поэтическую душу. Он весь был соткан из простоты и доброты. Отец мой определил его в Горный корпус, но его душа не симпатизировала с подземной мрачною жизнью рудокопа, - его увлекла сценическая слава знаменитых в то время жрецов Мельпомены: Дмитревского, Яковлева, Самойлова и других, и он предался этой богине душой и телом. Употребляя различные хитрости, он в классное время убегал без спроса в театр, пренебрегая опасностью быть выключенным из корпуса за подобные проделки, и подкупив капельдинера райка, просиживал часто в темноте и голодал чуть ли не с полудня до времени начала представления, чтобы насладиться лицедейством своего кумира Яковлева… В двенадцатом году вышел в отставку и, переменив фамилию Пустошкин на кличку Борецкого, дебютировал на сцене довольно удачно в роли Эдипа Озерова и потом погряз в счастливой посредственности второстепенных актёров».
Продолжение читайте в Киришском факеле №5 от 30.01.2020