Криминальные врезки в трубопроводы, по которым перекачиваются нефть и нефтепродукты для внутреннего рынка и на экспорт, уже давно стали настоящей головной болью для нефтяников, экологов, правоохранителей и простых обывателей. Помимо экономического урона государства, «дизельные бутлегеры» создают реальную угрозу окружающей среде и кошельку каждого из нас. Уже не является секретом, что владельцы некоторых АЗС занимаются реализацией краденого топлива, разбавляя его опасными присадками. А это уже путевка для автомобилиста на ближайшую СТО, где его машину ждет дорогостоящий ремонт двигателя.
Среди регионов Северо-Запада России лидером по нелегальным врезкам по-прежнему остается Ленинградская область. Стоит отметить, что в последние годы ситуация здесь изменилась в лучшую сторону благодаря активной работе специального подразделения ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по борьбе с такими преступлениями. Об его успехах наглядно свидетельствует статистика: если в 2017 году было зафиксировано 54 врезки, то в 2018-м – уже 24, а за прошедший период 2019 года – всего 17. Эксперты отмечают, что под прессом правоохранителей, добросовестно выполняющих свою работу, злоумышленники вытесняются из Ленинградской области и обращают свое внимание на соседние регионы, где проходят магистральные трубопроводы.
Но в полномочиях полицейских – расследование только тех преступлений, где подтвержден факт хищения, то есть кража (статья 158 Уголовного кодекса). Что же делать, если врезка есть, трубопровод поврежден, а кражи как таковой не произошло – злоумышленники просто не успели осуществить задуманное?
Для таких случаев в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена отдельная статья – 215.3 («Самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность»). Расследованием этих преступлений занимаются уже, в основном, подразделения Следственного комитета.
Это разделение обязанностей, введенное в законодательство в июле 2018 года, заметно усложняет жизнь правоохранителям. Пленум Верховного суда разъяснил, что злоумышленнику, вина которого доказана в совершении врезки в трубопровод и в хищении из него топлива, следует назначать наказание по совокупности преступлений. То есть приговор может быть более суровым, чем за «половину» преступления. Но при таком раскладе крайне сложно обеспечить и скоординировать оперативное расследование разных составов преступлений, возбужденных по факту одного и того же события разными ведомствами. Поэтому на практике чаще всего в суд передаются дела только по одной статье – «кража». Дела же по статье 215.3 расследовать долго – трудно найти подозреваемых, если единственным установленным фактом является найденная в лесной глуши врезка. Иногда неразбериха в следственных мероприятиях приводит к волоките при расследовании дел или они просто зависают между ведомствами.
Пример – дело, которое расследуется с августа 2018 года. Оно было возбуждено вскоре после изменений законодательства о разделении ответственностей между правоохранителями. На арендуемой территории асфальтобетонного завода, расположенного неподалеку от нефтепродуктопровода Ярославль – Приморск-2 во Всеволожском районе, был обнаружен отвод, через который похищенное топливо заливалось в автоцистерну. На месте при перекачке нефтепродукта были пойманы сотрудники коммерческой организации, однако их причастность к хищению топлива не была доказана. По факту врезки Следственный комитет возбудил уголовное дело. Спустя год с лишним следователи сочли, что в нем усматриваются необходимые признаки преступления, предусмотренного частью 4 статьи 158 УК РФ и решили передать материалы полиции.
Теперь остается надеяться, что это дело будет доведено до конца и передано в суд. Однако для более эффективной борьбы с топливными преступлениями стоит задуматься об улучшении взаимодействия между правоохранителями при расследовании подобных дел уголовных дел, чтобы в дальнейшем дизельные воры не оставались «полунаказанными».
«Оперативная съемка: несанкционированная врезка»
«Оперативная съемка: отвод от врезки»