ЕГЭ - бесспорно, важный этап в жизни каждого ученика российских школ.
Результаты показывают, смогут ли одиннадцатиклассники поступить в тот или иной вуз. Стоит отметить, что стресс играет немаловажную роль при подготовке и сдаче экзаменов. Ведь именно из-за него у ребят могут появиться такие проблемы, как нарушение сна, паника, потеря аппетита, головные боли и многое другое. Специально для вас, дорогие наши выпускники, мы спросили у ребят, когда им пришлось сталкиваться со стрессом и какие способы борьбы с ним помогли. При упоминании стресса нам вспомнились слова знаменитого русского поэта Серебряного века Саши Чёрного:
«Я на экзамене дрожал как в лихорадке,
И вытащил...второй билет! Спасен!
Как я рубил! Спокойно, четко, гладко...»
Но и трудно не согласиться, что везёт тем, у кого баллы достигают абсолютных вершин, то есть 90+.
Вот о чем сегодня пойдёт речь. Мы спросили тех самых «высокобалльников», как им удалось добиться такого результата и что они сделали для этого.
Арина Колмакова, ученица Гимназии №166, г. Санкт-Петербург. Год выпуска - 2019. Литература: 100 баллов. Русский язык: 98 баллов. Английский язык: 94 балла.
- Арина, раскрой секрет: как тебе удалось сдать ЕГЭ на высокие баллы?
- Конечно, все знают, что довольно высокие результаты экзаменов - плод долгой и упорной работы, иногда изматывающей как физически, так и морально.
Я занималась с репетиторами по литературе и английскому (сдавала литературу, русский и английский языки; математика - «база»). С преподавателем по литературе - с 10 класса: по два часа один раз в неделю в первый год и по два часа два раза в неделю в 11 классе.
Я писала очень много сочинений, однако не совсем грамотно подошла к подготовке с точки зрения аспределения времени, потому что поначалу не тренировалась укладываться в 20-25 минут при написании маленьких сочинений и в час-полтора - большого. А это важно, потому что на экзамене неуверенность, опасение не уложиться заставляют нервничать невероятно. Так что нужно уделять внимание в том числе и этому аспекту подготовки.
Английский у нас на хорошем уровне в школе, там и готовили, но последние полгода я занималась с репетитором - больше для самоуспокоения. Ничего необычного я тут не скажу: решали тесты, писали несчётное количество писем и эссе, говорили.
А к сочинению по русскому нас готовили в школе (правда, начали только в марте), но и репетитор (по литературе) в последние два месяца мне очень помог. Признаюсь, план сочинения казался запутанным, но более или менее логичным, так что особых проблем его написание не вызвало. Здесь самым сложным, на мой взгляд, является определение темы и подбор аргументов именно к ней, но об этом много где можно почитать.
В общем, успех на экзамене - совокупность факторов, из которой нельзя исключать и некоторую долю везения.
Что касается моего опыта: подготовка к ЕГЭ - это непросто.
Важно не бросить читать (учить), решать в какой-то момент, не подумать, что тот или иной предмет вы знаете настолько хорошо, что можете себе позволить оставить все на последние три месяца. Особенно это касается литературы, потому что объемы действительно пугают. Ста баллов я не ожидала, и, думаю, помогла не только проделанная работа, но и удача.
Тем, кто собирается сдавать английский, советовала бы не только решать тесты, делать аудирования, писать эссе и письма, но и говорить, тренировать устную часть, потому что, как мне кажется, это одна из самых непростых в психологическом смысле частей. Я очень нервничала перед сдачей «говорения», что сыграло со мной злую шутку, потому что за эту часть мне сняли три балла, то есть я получила 17 из 20 возможных (хотя на всех «пробниках» и занятиях с репетитором больше одного балла я не теряла). Надо следить за структурой ответов, за неточное следование плану высказывания можно лишиться большого количества баллов - все должно быть чётко. Было безумно обидно, но я понимала, что, скорее всего, меня подвело неумение взять себя в руки. Думаю, многие знают, что есть не только ФИПИ и сайт Гущина (где можно найти задания по всем экзаменам), но и специальный тренажёр для устной части (svetlana English online), где интерфейс максимально приближен к тому, который будет на самом экзамене. Но, насколько я помню, там нельзя выбрать музыку, и есть ещё какие-то несущественные различия с реальным вариантом. Также в устной части меня подвело то, что тренировалась я без музыки, но сидя 7 июня в аудитории решила, что мне непременно понадобится мелодия, чтобы не слышать ещё двоих сдающих. И это решение, пожалуй, едва ли можно назвать удачным, потому что музыка меня жутко сбивала во время ответа (особенно тяжело было, когда в произведении, если не ошибаюсь, Моцарта,
наступила кульминация, которая пришлась на основную часть моего ответа во время описания картинки). Так что стоит включать мозг и готовиться так, чтобы на экзамене чувствовать себя комфортно.
И ещё важный пункт (учителя всегда об этом напоминают, и в аудитории вам непременно скажут) - нужно оставлять достаточно времени на внесение ответов в бланки!
На экзамене по русскому обязательно надо вчитываться в задания. Никто этого никогда не делает, поэтому теряют баллы. Мне попался не самый простой тест, было несколько заданий, над которыми пришлось поломать голову. И, в итоге, в 21 задании я все же ошиблась и лишилась одного первичного балла, то есть двух тестовых. А чтобы написать сочинение, нужно хорошо знать структуру, внимательно прочитывать текст, подбирая аргументы именно к выбранной вами теме.
- Это очень интересно! Арина, расскажи нам и нашим читателям свою историю про стресс во время экзаменов и подготовки к нему. Как боролась с этим?
- По натуре я человек тревожный, поэтому подготовка к ЕГЭ, осознание приближения экзаменов были для меня настоящим испытанием. Не хотелось бы давать ложных надежд - говорить, что со стрессом можно легко справиться. Вряд ли. Полагаю, переживать все в любом случае будут, сколько бы ни писали на всяких сайтах о подготовке к ЕГЭ, что нет поводов для волнения. Очень неплохой способ отвлечься, по-моему, физические нагрузки. Я один раз в неделю ходила на танцы, которые помогали расслабиться, на 3 часа забыть о репетиторах, тестах, школе. А за два дня до первого экзамена даже успела съездить на пару часов за город.
Прежде всего, надо понимать, что экзаменами жизнь не заканчивается: если сдать не получилось, или получилось, но результат неудовлетворителен - это не трагедия. Можно сдать в следующем году и даже выбрать другие предметы, направление, вуз. И это не просто слова: со мной на курсе учится несколько человек, которые не поступили после 11 класса, но пересдали экзамены через год, и теперь учатся в СПбГУ (большинство на бюджете). Есть также ребята, которые перевелись после года обучения по другой специальности в другом университете на первый курс к нам, потому что поняли - они не видят себя специалистами в выбранном ими после 11 класса направлении.
Я уже говорила, что чем больше решаете, тем увереннее себя чувствуете на экзамене. Поэтому безответственный подход к подготовке - ещё одна причина понервничать. Но ее можно устранить, уделяя достаточно времени решению заданий ЕГЭ.
Можно также отслеживать свой прогресс, это, как известно, мотивирует. Есть масса способов, о которых можно почитать на разных сайтах для подготовки.
Опираясь на личный опыт, я бы посоветовала ребятам готовиться, но и об отдыхе не забывать. Удачи!
- Спасибо за беседу. Это полезный опыт для тех, кто готовится к ЕГЭ! Удачи тебе!